После фиаско, приключившегося с Aliens: Colonial Marines, к играм по мотивам «Чужих» невольно испытываешь некоторое недоверие. Тем не менее, посмотреть на первую демонстрационную версию Alien: Isolation, нового хоррора в популярной вселенной, было интересно.


С самого анонса проекта разработчики подчеркивали, что хотят создать что-то необычное: не просто еще одну игру с выпрыгивающими из темных углов монстрами, а настоящий психологический триллер. Интересно звучал и зачин сюжета: спустя 15 лет после исчезновения космической баржи «Ностромо» в космосе обнаруживают оставленный кораблем бортовой самописец. Его отправляют на космическую станцию «Севастополь», но что-то на борту идет не так. Добыть «черный ящик» и выяснить, что произошло, должен специально созданный отряд, один из членов которого — дочь лейтенанта Эллен Рипли, Аманда.

Чужой — прирожденный охотник, поэтому передвигаться по уровням приходится очень осторожно. Один неверный шаг, и у вас из груди уже торчит хвостовой шип инопланетной твари

Главное, к чему стремятся разработчики Alien: Isolation — воссоздание атмосферы оригинального фильма. Чтобы добиться желаемого результата, они, во-первых, очень тщательно проработали визуальный стиль игры. Как объясняют сами авторы, в первой части киносериала важную роль играл антураж. Темные, угрюмые коридоры и залы «Ностромо» выглядели правдоподобно, обжито. Чувствовалось, что здесь действительно живут и работают люди. Кроме того, в фильме не было никаких особенно высокотехнологичных устройств. Создатели картины представляли технологии, доступные героям, как непосредственное продолжение того, что уже существовало в 1979 году. Поэтому, например, с «Матерью», бортовым компьютером, герои общались при помощи клавиатуры, напоминающей ZX Spectrum, и крохотного монитора.

Все эти и многие другие мелочи авторы Isolation учли в своей новой игре. Космическая станция, на которой Аманда Рипли оказалась заперта вместе с ксеноморфом, тоже выглядит вполне жилой: на оставшихся от команды рабочих столах — творческий беспорядок, а общий стол в кафетерии заставлен подносами. Космическое будущее здесь выглядит именно так, как его представляли в кинофантастике 80-х. Завершает картину очень аккуратно наложенный фильтр, который придает картинке зернистости. В глаза он не бросается, его даже не сразу замечаешь, но визуальный образ он дополняет замечательно.

Весь визуальный дизайн в Isolation выполнен в фирменном lo-fi-стиле, который хорошо знаком фанатам «Чужого»

Второй важный элемент «Чужого», который разработчики целенаправленно пытаются сохранить — особые, почти интимные отношения главной героини и монстра. В Isolation нет огромных орд ксеноморфов, чудище всего одно, но оно всегда где-то неподалеку. Большую часть времени вы даже не видите самого пришельца, а успеваете лишь заметить промелькнувшую в темном углу тень или слышите странный шорох, но этого вполне достаточно, чтобы заставить волоски на руках встать дыбом.

Разработчики не зря сравнивают своего монстра с Ганнибалом Лектером, который в «Молчании ягнят» суммарно проводит на экране немногим больше пятнадцати минут, но постоянно незримо присутствует в фильме. Чужой в Isolation тоже относительно нечасто попадается на глаза, но его присутствие будет ощущаться и нервировать игрока все время. Авторы игры несколько раз повторяют: монстр охотится на вас, поэтому будьте начеку.

В тех эпизодах, когда ксеноморф все же показывает свое отвратительное рыло, тягучая тревога сменяется моментами чистого ужаса. Чужой очень хорошо видит и слышит, поэтому спрятаться от него непросто. Мало того — разработчики утверждают, что он не просто движется по заранее заданному маршруту, как бы «патрулируя» уровень, а методично исследует окружение и самостоятельно выбирает путь. В короткой демо-версии, с которой нам удалось познакомиться, окончательно определить, действительно ли у Чужого будет настолько продвинутый искусственный интеллект, было сложно, но предсказать его поведение и правда непросто. Чудовище появляется в самый неожиданный момент, поэтому, пробираясь по коридорам, против воли постоянно озираешься, а перед каждым поворотом аккуратно выглядываешь из-за угла.

Некоторые элементы игры напоминают о других неплохих хоррорах из совсем недавнего прошлого. Например, Аманда может спрятаться от ксеноморфа под столом. Примерно так же прятался от вышедших из-под контроля психов герой Outlast

Атмосферности добавляет датчик движения, который носит с собой Аманда. Услышав зловещий писк, буквально подскакиваешь на стуле и начинаешь лихорадочно выяснять, откуда приближается угроза. А когда героиня прячется в каком-нибудь шкафу, обливаясь потом и молясь, чтобы угроза поскорее миновала, хочется просто растоптать проклятый гаджет, чтобы тот своим попискиванием не выдал нас Чужому. Правда, скоро выясняется, что это единственный звук, которого ксеноморф не слышит, но это чуть ли не единственная условность, которая встретилась нам в демке.


Пока мы смогли пройти лишь крохотный кусочек Alien: Isolation. Непонятно, насколько качественный у игры будет сюжет и не приестся ли со временем игра в прятки с Чужим. Но пока игра выглядит как крайне многообещающий хоррор, в котором, чуть ли не впервые, оживает дух классического фильма. Игра действительно давит на мозги и постоянно держит в напряжении, так что исследовать внутренности заброшенной станции одновременно интересно и страшно. А не этого ли мы ждем от хорошего интерактивного ужастика?
2