Нет ничего дороже, красивее и важнее у игрового подразделения Microsoft, чем Мастер Чиф и его бесценный зеленый скафандр. Космический защитник человечества и заклятый враг всего союза Ковенант уже неоднократно врывался на приставки семейства Xbox (а иногда и не только туда), завоевывал сердца миллионов поклонников и героически уходил в закат, прихрамывая от тяжести чемоданов с деньгами.

 

За тринадцать лет существования серии Microsoft четыре раза отправляла в путешествие лично спартанца и столько же раз (тоже под знаменем Halo) — совершенно других героев. И это только в видеоиграх! Есть ведь еще книги, сериал, аниме, комиксы, артбуки и грядущие игры…

► 343 Industries задним числом добавила в переиздание Halo 2 Джеймсона Лока, которого придумали специально для пятой части.

 

Тем не менее в 2012 году Microsoft пошла на второй круг и выпустила Halo: Combat Evolved Anniversary, преобразившееся переиздание первой части, на Xbox 360. Сейчас то же самое проделали со всеми частями Halo, в которых главенствовал Мастер Чиф, и получился сборник Halo: The Master Chief Collection. Комментатор из интернета, озлобленный на алчных разработчиков и издателей, заявил бы что-нибудь в духе «хватит доить одно и то же, придумайте что-нибудь новое», но я не соглашусь. Серия Halo действительно заслуживает второго шанса — возможности, прихорошившись и покрасившись, поймать и влюбить в себя нового поклонника.

 

Герой, которого мы не заслуживаем

Первые три части Halo — это действительно важные игры. Bungie не просто построили фундамент для современных консольных шутеров и мультиплеера, но и во многом определили будущее игровой индустрии, добавив не самые очевидные, на первый взгляд, но чертовски нужные вещи. Например, восстанавливающийся щит, мощный удар прикладом, ограничение на переносимое оружие, а также хитро запрятанные предметы, которые игроки зачем-то самоотверженно собирают. Но эти мелочи уже давно массово взяли на вооружение, и сегодня ими никого не удивишь.

► Переключаться между старой и обновленной графикой можно на лету.

Но на самом деле сила серии Halo, до сих пор не превзойденной, — в эмоциях от игры. В том чувстве всемогущества, уникальности и безграничной важности, которую испытывает игрок, оказываясь в скафандре Чифа. Больше ни одна игра не подарит такого ясного ощущения, что именно ты — последняя надежда человечества, герой, который спасает всю расу от истребления инопланетными фанатиками.

► Для мультиплеера Halo 2: Anniversary разработчики отреставрировали сразу шесть карт из исходной игры.

 

Можно любить или ненавидеть космические оперы, приправленные религией, фольклором и научной фантастикой, но почти невозможно не купиться на то чувство уникальности, которое Bungie так мастерски вам продает. Особенно сейчас, когда первые две части отряхнули от пыли прожитых лет, обновили почти до современных стандартов, а в Halo 3 и Halo 4, которые и сегодня хорошо выглядят, подтянули разрешение.

► Гранты в переиздании все такие же непоседливые и забавно хрюкающие.

Remember Reach

Выпустить сборник со всеми играми про Мастера Чифа — вполне логичное решение, учитывая, что зеленый космонавт — икона серии. Но помимо того, что Bungie годами выстраивала образ блистательного героя, попутно разрасталась и менялась изнутри вся Halo. И все было бы просто отлично, если бы Microsoft включила в сборник и остальные игры серии.

► На блеск Мастера Чифа можно глядеть вечно.

В каждой новой части было что-то свое, уникальное. В первой — сильный для тех времен сюжет, во второй — феноменальная подача сюжета через мастерски сделанные ролики. К слову, в Halo 2: Anniversary из The Master Chief Collection их полностью переделали в CGI и превратили в самое настоящее дорогое и красивое кино, — это, пожалуй, одно из важнейших нововведений сборника. В третьей части студия до блеска отполировала игровой процесс и довела до ума лучшую песочницу в шутерах. Враги по-настоящему стали воевать с Чифом, пользоваться окружением и техникой, а не просто отстреливаться. Сами игроки стали попадать, казалось бы, в совершенно случайные, но невероятно захватывающие ситуации. Прыгнуть на самолет врага, выбросить пилота и занять его место, после чего влететь в огромного шагающего робота и взорвать его изнутри… мало где такое встретишь.

► Ролики в Halo 2 перерисовали очень основательно. Теперь это настоящее кино.

Но, увы, перепрыгивая из Halo 3 сразу в Halo 4, минуя Halo 3: ODST с Reach, которых нет в сборнике, игрок разрушает всю эволюционную цепочку серии, а ощущения серьезно смазываются. Тем более что четвертую часть делали вовсе не Bungie, а новая внутренняя студия Microsoft — 343 Industries, собранная специально, чтобы любыми способами поддерживать жизнь в сериале. Вместе с ней игра просто перестала эволюционировать.

 

В Halo: ODST разработчики сумели показать вселенную под совершенно новым углом, перейдя от героического экшена к более личному повествованию, а в Halo: Reach труд всех частей наконец-то сошелся воедино в одной большой и почти идеальной видеоигре. Все, чему Bungie научилась за годы работы над серией, наконец-то попало в один проект (и смешалось в правильных пропорциях), но про это в сборнике забыли. К большому сожалению.

* * *

Если за The Master Chief Collection возьмется человек, который до этого не прикасался кHalo, он наверняка влюбится в Чифа и с удовольствием отыграет четыре номерные части, но уйдет с тяжелым осадком, так и не узнав, что пропустил самое важное звено. Но, так или иначе, четыре игры про одного из лучших героев современности, которые можно взять по цене одной, —  лучшее предложение для Xbox One на сегодня. Как ни крути.

2