MASS EFFECT 3: НАЧАЛО
Нет ничего более предсказуемого и одновременно страшноинтригующего в том, чтобы одним из первых в мире пройти первые полтора часа Mass Effect 3 и задать вопросы продюсеру, Майку Гэмблу. И совершенно неважно, что этиже девяносто минут так или иначе были пересказаны разработчиками неоднократно, и у нас уже было превью, в котором рассказывалось о захвате Земли и бегстве Шепарда. Все это отправляется на задворки памяти сразу, как только камера завершает круговой облет и в центре экрана появляется главный герой, наблюдающий за тем, как какой-то мальчик под окном играет с самолетиком - буквально через пять минут на родную планету нападут, а упомянутый ребенок... В общем, судьба у него сложится не лучшим образом.
Не знаю, насколько честно было бы пересказывать все произошедшие за это время события - пожалуй, ровно настолько, насколько и нечестно было бы сказать "дождитесь выхода игры". Но без наглядных примеров обойтись неудастся никак- не сочтите это за спойлеры, хотя лично мне после презентации проходить все заново будет не то что скучно, скорее, не так интересно. Перед тем как выступить перед большими начальниками и предложить им бежать или дать отпор Жнецам, игроку придется выбрать тот Mass Effect 3 , какой ему больше по душе. Мы видели первый выпуск - неуклюжий шутер, тяготеющий к RPG в классическом понимании. Мы запомнили второй выпуск - теперь уже идеальный шутер с диалогами, который можно было проходить снова и снова, причем главным образом ради персонажей. Наконец, для многих Mass Effect - это такая медиавселенная, где все, кроме строчек текста и иллюстраций, пусто, лишено смысла и не представляет абсолютно никакого интереса.
Тем, кому нравятся больше книги и комиксы по мотивам, чем перестрелки и перекатывания от укрытия к укрытию, в третьей части будет предложен отдельный Stоrу-режим. Такой Ultra Casual. Идея в самом начале предложить игроку выбрать тот Mass Effect, который отвечает его представлениям, долго обсуждалась разработчиками. Майк Гэмбл прокомментировал ее так: "Между выходом первой и второй части, и первой и третьей соответственно, прошло очень много времени. То есть, смотрите, вот вы прошли первый Mass Effect , и он вам понравился, и вы очень хотите узнать, чем же закончится эта история.
Сам по себе сюжет меняется неохотно: можно изменить темп повествования, сосредоточить внимание на персонажах, придумать что-то еще, но направление, заданное впервой части, не изменится. А вот геймплейно игра меняется очень сильно. Например, почему во второй части так сильно ощущалось тяготение к шутеру - потому что мы закладывали фундамент темы войны и отрабатывали то, что многие называют "экшн-механикой".
Теперь, по прошествии времени, мы понимаем, что у двух систем есть свои сильные и слабые стороны, и игроки тоже разделились на два лагеря. А что касается сюжетного режима- в сущности, тут просто очень низкий уровень сложности. Вы всегда хотели просто насладиться сюжетом в видеоигре еще раз, не отвлекаясь на перестрелки и все, что искусственно растягивает геймплей? Теперь такая возможность есть, и мне кажется, она многим придется по вкусу". Разобраться во всех трех режимах игры времени не было, поэтому я быстро выбрал action-RPG (как раз на манер первого Mass Effect ) и приготовился смотреть красочные ролики.
Именно новая работа камеры первой бросается в глаза: поначалу сидишь и не можешь понять, что не так, и лишь спустя минут двадцать понимаешь, что виртуальный оператор берет какие-то новые ракурсы, что доля диалогов в привычном понимании (вопрос - варианты ответа- вопрос) уменьшилась, и что часто сценки на движке заслуживают того, чтобы из них скомпоновали какой-нибудь фильм и показывали в кинотеатрах. Майк Гэмбл заметно оживился, когда я рассказал ему об этих впечатлениях: "Очень рад, что вы заметили! На самом деле, за работу камеры и весь вот этот кинематографический эффект отвечают специально нанятые люди - мы хотели избавиться от "Кукольного" настроения в диалогах, вот этих одинаковых движений, реакций и так далее, чтобы происходящее больше походила на какой-нибудь высокобюджетный блокбастер. Получилось, правда, не совсем так, как мы планировали. (смеется) Ну, то есть, сценки очень красивые, но все остальное как-то вмиг одеревенело. Раньше это было не так заметно, а теперь, в контрасте... Надеюсь, что это только мне так показалось!!"
На самом деле, описанное выше справедливо не только для сценок, но и для всего остального. В
Mass Effect 3 появилось больше динамичных эпизодов, которые просто не ожидаешь здесь увидеть. Например, в самом начале герой бежит по узким переходам, прыгает с платформы на платформу, поднимается и спускается по лестницам, и на фоне в это время Жнецы практикуются в терраформинге Земли. Выглядит это эффектно, но в то же время и как-то неуклюже. В другой раз Шепард будет гнаться за агентом Цербера, и это будет погоня в прямом смысле этого слова- с препятствиями, стрельбой и так далее. Я понимаю, что так, вроде бы, лучше: после
довольно однообразных уровней из второй части такие вставки воспринимаются на ура. Но при этом мне кажется, что проще было бы просто сократить экшн-эпизоды - и все вернулось бы на круги своя.
С другой стороны, самих уровней было показана всего два. Земля, где Шепард встречает либо Каидена, либо Эшли (у кого нет сейва - можно убить Аленка несокрушимым орудием собственного выбора в самом начале), и база на Марсе, где происходит встреча с красавицей Лиарой... и прощание (надеюсь, что временное) с Эшли. Я спросил у Майкла, не считает ли он, что персонажей во вселенной Mass Effect стало так много, что добавлять кого-либо нового в третьей части очень сложно. "Вовсе нет, - ответил он. Напротив, мы понимаем, что старые фанаты будут готовы хоть всю галактику облететь, лишь бы завербовать любимого персонажа в команду - и мы намерены этим воспользоваться (смеется) Только не думайте, что я сейчас расскажу, какие именно герои появятся в третьей части".
И не надо - и так понятно, что все, кто выжил. Плюс несколько новых, но тот же перекачанный напарник Шепарда кажется каким-то безликим и ... обреченным. Не удивлюсь, если после прибытия в Цитадель в сценарии написано, что он умрет как-нибудь особенно медленно и в муках. Впрочем, думать об этом во время прохождения
было некогда : BioWare как-то очень ловко сделали из противников, в прошлом несообразительных мишеней, способных одолеть разве что толпой, что-то вроде спецназа из Rainbow Six. Противники теперь не боятся идти в атаку, не ждут в укрытиях, пока кто-нибудь обойдет их с флангов и расстреляет в спину, а вместо этого, прикрываясь щитами, сами стараются взять команду Шепарда в окружение и еще забросать гранатами - чтобы наверняка.
Сама система боя считай что совсем не изменилась, но точно можно будет сказать только позднее. Поскольку третья часть начинается с уже « Прокачанным » главным героем (в том смысле, что у него уже есть все необходимые умения), будет очень интересно узнать, как заработает прокачка в дальнейшем. Майк рассказывать про это отказался, зато почему-то вспомнил шутку про "Шепард - не гей", когда я спросил его про российское комьюнити : "Я в курсе, что в России очень любят Mass Effect . Помню, во время какого-то интервью с российскими журналистами меня спросили, почему мы решили сделать Шепарда геем. На самом деле, это не так. То есть, гомосексуальные отношения возможны, но только в том случае , если их спровоцирует сам игрок. Сами мы ни в коем случае за это не выступаем."
Я попросил Майка рассказать о развитии персонажей как личностей. Все-таки повсюду война, Шепарду предстоит уговаривать представителей разных народов вместе дать отпор Жнецам, что, в общем-то, невозможно - об этом не забывают время от времени напоминать. При этом команда подобралась самая разная - не хватает еще пары-тройки инопланетян, чтобы переименовать "Нормандию" в какой-нибудь "Вавилон-5". Как изменился характер главного героя и тех, кто его сопровождал все это время? Как сложатся отношения с тем же Цербером? Майк приготовился дать развернутый ответ: "Смотрите, в показанной версии вы не сможете долететь до Цитадели, где Шепард как раз вступит в переговоры с другими расами. Уж извините, придется подождать выхода полной версии! Зато вы уже, наверное, встретили Призрака и поговорили с ним. Цербер стал вести себя более агрессивно - захватил базу на Марсе, украл данные, собирается самостоятельно бороться с угрозой. Правда, очень многое меняется в зависимости от того, какие решения вы приняли в Mass Effect Хотя и так, и так - в руках Призрака оказываются запрещенные технологии , и он внедряет их в своих людей, создает собственную армию. Это нем ного странно- генетически модифицировать расу людей, учитывая что Цербер - это такой ковчег расизма, и тем не менее это так. Естественно, Шепарду теперь все будут припоминать то, что он раньше сотрудничал с Призраком. Главный герой, кстати, может и не отрицать это".
Однако меня больше удивило не появление курящей голограммы, а шпионка, которую Цербер внедрил в комплекс на Марсе и которая разом там всех убила, просто выкачав воздух. Перед тем как этот агент межгалактического расизма попытается размозжить голову Эшли, игрок увидит ее истинное обличие - что-то вроде каменной женщины, которую, при всем при этом, можно убить выстрелом в голову. Вернее, «Вроде как» убить - перед бегством с Марса (куда к тому времени уже прибудут Жнецы) Шепард прикажет забрать терминатора на каблуках на борт «Нормандии».
Напоследок я спросил у Майка, что случилось с диалогами. Первые полтора часа во время бесед есть две опции - условно "Плохая" и условно "Хорошая", и очень редко появляется третья: "К сожалению, некоторое время придется потерпеть такое упрощение. Все дело в том, что мы хотели сделать вступление как можно более динамичным, зрелищным , кинематографичным. Мы неделями обсуждали каждую реплику в диалогах, каждую сцену, чтобы в итоге игрок не просто остался доволен, а загорелся желанием залпом пройти Mass Effect 3. Так сделать, конечно, не получится, но вы, наверное, согласитесь - это были одни из самых напряженных и волнующих минут, проведенных за видеоиграми? Этого мы и добивались. На самом деле, сразу после эпизода на Марсе, то есть после прибытия в Цитадель, диалогов становится в десять раз больше, а в опциях можно попросту запутаться".
Ну а теперь, когда Mass Effect 3 уже вышел, вы можете скачать игру через торрент и узнать, удастся ли Шепарду спасти галактику? Боюсь даже предположить, какой ценой.