В пятую часть одной из самых известных франшиз просто необходимо сыграть каждому, у кого есть руки, глаза, уши, телевизор и консоль.


На серию GTA равняются, ей пытаются подражать, но пока конкуренты пытаются выйти на один уровень, Rockstar выпускает новую часть - которая задает уже совсем другой стандарт качества, свободы, повествования, насыщенности событиями. И ведь концепция ни разу не менялась. Базовая идея все время одна - тотальная свобода, - но разработчики вводят все новые и новые особенности, сильно меняющие геймплей от части к части.

Rockstar достигла такого уровня, что рассказывать о GTA, в принципе, и не нужно. Несколько роликов, сухие строки пресс-релизов - и пятая номерная часть уже окупается за счет одних только предзаказов. Бюджет игры составляет невероятные 256 миллионов долларов. Это больше, чем у кэмероновского «Аватара» (237 млн.)! GTA продает сама себя, коробку с тремя буквами купит любой человек, играющий в игры. Rockstar потратила сумму, на которую можно снять мировой блокбастер со звездами первой величины или разработать 4-5 ААА-игр. К моменту написания этого текста Grand Theft Auto 5 принесла разработчикам больше миллиарда долларов - абсолютный рекорд в игровой индустрии. И это с учетом того, что версия для Xbox 360 утекла в Сеть за четыре дня до релиза.


Езда на велосипедах - хороший способ улучшить выносливость персонажа


В пятой GTA разработчики вновь удивляют проработкой мира и колоссальным вниманием к деталям. Поначалу информация о трех главных героях настораживала. «Зачем», «как это будет выглядеть», «надоест переключаться» - претензии были вполне обоснованными. До выхода игры фишка с тремя персонажами в самом деле казалась странной. Но Rockstar не ошиблась. Благодаря великолепно прописанным характерам к троице персонажей сразу проникаешься симпатией, веришь в их реальность. Каждый из них проработан лучше, чем все предыдущие герои вместе взятые. Только осваивающий криминальный мир Франклин, Майкл с кризисом среднего возраста и всеми вытекающими последствиями в виде «ненавижу тебя, папа», законченный псих Трэвор, пугающий своей вспыльчивостью. Между героями буквально разрываешься, они интересны все, и порой долго думаешь, за кого все-таки пройти миссию: посмотреть на очередную выходку Трэвора, разборку с наркодилерами Франклина или семейную драму Майкла.




Разработчики вернули из San Andreas систему прокачки, но здесь она настолько ненавязчивая, что можно и вовсе не смотреть на характеристики, тем более что они ближе к концу игры все равно будут почти на максимуме у троих героев. Помимо этого, Трэвор, Майкл и Франклин имеют по спецспособности. Майкл замедляет время, Франклин уходит в рапид во время езды для лучшей маневренности, а Трэвор может снизить получаемый урон и увеличить наносимый. Переключение между героями происходит почти мгновенно, особенно эффектно это выглядит во время долгой комплексной миссии. Сначала отстреливаемся с земли, попадаем в засаду. Берем под контроль другого героя, который сидит в вертолете - и уже тактическое преимущество на нашей стороне. Осталось добить врагов третьим персонажем, который зайдет с тыла. Все меняется за секунды, разнообразие и так всегда было неотъемлемой частью любой GTA, но здесь Rockstar вышла на совершенно иной уровень.



К оружию можно прицепить уйму всего: фонарики, дополнительные прицелы, рукоятки для повышения точности, обоймы повышенной емкости.


В GTA 4 главной темой была «маленький человек в большом городе»: Нико становился все круче, знакомился с влиятельными людьми и вообще матерел. Нынешние герои изначально являются профи (за исключением Франклина), и пятая часть наконец-то избавилась от общей претензии ко всей серии - слишком долгой раскачки. Grand Theft Auto 5 сразу бросает в самое пекло. Почти каждое задание - часть одной большой мозаики, здесь нет важных или неважных миссий. Какие-то нужны для продвижения по сюжету, какие-то для раскрытия образов персонажей. Встречаются совершенно потрясающие миссии, заставляющие просто аплодировать разработчикам - настолько тонко высмеивать современные тренды «правильной» жизни умеет только Rockstar. Дурацкие занятия йогой, непременные беседы с психологом, чудаковатые персонажи - за всем этим кроется пародия на глянцевые журналы, телешоу, основанный на MTV стиль бытия и новые течения: досталось даже хипстерам.



Управление парашютом более удобное по сравнению с предыдущими играми


Для пятой части разработчики выбрали главной темой грабежи. Ювелирные магазины, банки, инкассаторские машины, секретные военные объекты - троица героев обчистит все, но перед этим предстоит самая интересная часть игры: выбор и подготовка к налету. Место ограбления заранее определено. Прибыв для осмотра, начинаем подмечать детали: расположение охранников, пути отхода, вентиляция, запасные выходы. После выбираем план действия - например, по-тихому или с автоматами и «курица, держи руки так, чтобы я их видел». Далее выбираем команду с учетом специфики прохождения. 

Допустим, незачем нанимать идеального стрелка для тихого ограбления - затребует себе большие проценты от куша, при этом окажется бесполезен. Наконец, финальная стадия перед ограблением - подготовка. Раздобыть костюмы, угнать нужную машину, провести дополнительную разведку. И, конечно, само ограбление. Rockstar создала почти что пособие для грабителей. Разработчики передали ощущение ответственности - ведь если что-то пойдет не по плану, виновен всегда организатор. Здесь нет показушности, скажем, «Одиннадцати друзей Оушена», где дюжина грабителей играючи обчистила самое защищенное казино Лас-Вегаса. 

GTA 5 наиболее близка к «Схватке» (1994). Все по-настоящему: реальные стволы, реальная возможность быть убитыми, яростные перестрелки, есть выберете «громкий» вариант. Все по-настоящему, никакой наигранности. Rockstar удачно совмещает комичные ситуации и диалоги с серьезными эпизодами и подлинной жестокостью. Разработчики играют на контрастах: сначала Трэвор выдает очередную пошловатую шутку, а через мгновение забивает персонажа ногами до смерти.


Полицейские заметно поумнели, и оторваться от них зачастую тяжело


Карта по сравнению с GTA 4 огромна. Лос-Сантос - единственный мегаполис, на оставшейся территории разместились горы, поля, деревушки, реки, леса и озера. Вырваться из шумного города на узкую извилистую дорогу и ехать на красиво заходящее солнце - этого сильно не хватало в четвертой части. Отличный контраст столицы и провинции: деревенского жителя никогда не спутаешь с городским, говорят же: «можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки - никогда».

Каждый квадратный метр пустынной территории напичкан развлечениями. Гонки на квадроциклах, местные дурачки, готовые втянуть героя в авантюру, множество побочных заданий. В отличие от многих ролевых игр, искать здесь ничего не нужно - задания буквально сами идут к вам. Это не Oblivion, где можно нарезать круги по лесу до ближайшего поселка, считая ворон и проклиная разработчиков за мир, где в лучшем случае вы приглянетесь парочке бандитов. Здесь же вокруг постоянно что-то происходит. Едете, никого не трогаете, как на ваших глазах воришка отбирает сумочку у девушки: можете пройти мимо, а можете вернуть вещь. Или отобрать у вора и потом оставить себе. Горе-преступники обчистили магазин, но остались без машины - помогите недотепам уйти от копов. Лос-Сантос и окрестности доверху заполнены событиями, многие из которых вообще происходят случайным образом. Уникальных историй просто невероятное количество. И это не говоря о гонках, охоте, поимке беглых преступников, игре на бирже и уйме других вещей. Вы можете пройти мимо - но они не останутся незамеченными. GTA 5 дает все карты, а что и как проходить - решать игроку.


В доках хранится много чего ценного. И наши герои пришли сюда не просто так.


GTA 5 нужно изучать неделями. Ничего кардинально не меняя, компания вновь выпускает главную игру в открытом мире. Все заявления других компаний о живом мире не стоят выеденного яйца. Rockstar без упора на реализм, откровенно высмеивая многие вещи и в целом забывая о серьезности, делает игру по-настоящему живой и реальной. Мир GTA 5 опасен, но в нем хочется жить.


Одна из лучших игр на текущем поколении консолей и лучшая Grand Theft Auto. Никаких убийц GTA нет и быть не может. Есть эталон от Rockstar, и есть все остальное.

10.0


16