Super Street Fighter IV Arcade Edition
Рецензия
на игру
Платформа: Windows, PlayStation 3, ХЬох 360
Жанр: Fighting.2D
Зарубежный издатель: Сарсот
Российский дистрибьютор: 1С "СофтКлаб"
Разработчик: Сарсоm
Обозреваемая версия: Windows, ХЬох 360, PlayStation З
Мультиплеер: vs, local/online
Страна происхождения: Япония
Есть конечно и те, кто ждал Arcade Edition. Кто внимательно следил за турнирами, анонсами, читал комментарии «топовых» игроков, смотрел записи боев, спорил и локти кусал от зависти, когда видел фотографии аркад и понимал, что неизвестно когда еще последняя редакция лучшего - «мнение редакции может не совпадать с мнением автора» и прочее бла-бла-бла - файтинга наших дней доберется до консолей. Но добралась. А следом, спустя некоторые время, игра вышла и на PC, причем в России она продается по невероятно низкой цене - в пересчете на западную валюту стоимость равна десяти долларам. Кому-то может показаться, что уделять еще четыре полосы, в сущности, одной и той же игре - это кощунство. Может, и так. Эта рецензия - как раз для тех, кто ждал и кого не пугают приставка Super и маркировка Arcade Edition в названии.
На самом деле, это не совсем точный слепок версии для игровых автоматов, а ту, в свою очередь, нельзя назвать идеально сбалансированной. Есинори Оно в многочисленных интервью много раз поднимал эту тему: аркадная версия не является совершенной, в ней непривычная расстановка сил, есть overpowered-персонажи, а есть обычные. Конечно, разработчики постарались учесть все замечания, которыми делились геймеры после релиза SSFIV. Однако шутка в том, что замечаний-то было не очень много. «Вега слишком сложный»! Чтобы изменить это, надо переделать Street Figiiter. «Макото непонятная»! Она всегда была непростым в освоении персонажем. Поэтому Arcade Edition - это попытка не «починить», но чуточку расширить, дополнить. Попытка не совсем удачная, как показал первый же крупный международный турнир - EVO 2011.
Наверное, самым главным нововведением стоит назвать пополнение списка персонажей. Из них два - это уже знакомые по третьему выпуску сериала Юнь и Ян, которые в одночасье стали любимчиками публики. Джастину Вону и Даиго Умехаре они очень понравились: последний играл за Юня и в ноль разбил Tokido на EVO 2011, но потом проиграл с одним Perfect-поражением корейцу Poongko. Два других - это Они и демоническое воплощение ярости Рю. Их как раз немного «подрезали». В оригинале они были боссами (выскакивали вместо Акумы и Гокена), здесь же - рядовые бойцы без каких бы то ни было очевидных и, главное, питерских преимуществ. Однако баланс, как уже было замечено, все равно не идеальный. 14енители онлайн-режима достаточно быстро во всем разобрались и тут же стали писать продюсеру твиты в духе «ты убил SSFIV!» и «Юнь невероятно сильный, так нечестно». Замечания справедливые: из четырех новых бойцов несложно выделить двух слишком сильных, и двух, чего скрывать, никаких. Юнь и Ян - это явные фавориты, все остальные даже в нубских сражениях онлайн выглядят, мягко скажем, блекло.
Почему так часто приходится говорить про онлайн? Потому что мультиплеер, как и прежде, занимает главенствующее положение. Идеальный его вариант был представлен уже в Super street Fighter IV, поэтому дополнение, в техническом плане, ничего испортить не могло. Разумеется, те игроки, которые в силу каких-то причин не хотят покупать его, могут скачать бесплатное обновление и сражаться почти на равных (выбрать новобранцев не дадут). Впрочем, это что касается только консольных версий - на PC все несколько сложнее. Все из-за дурацкого сервиса Games for Windows Live, который создает проблемы и ломаетто, что хорошо работает на других платформах. Он наконец-то научился продавать DLC с костюмами, больше не скачивает обновления по полчаса и не перезагружает компьютер когда ему вздумается, но и работает при этом прескверно.
Изначально, кстати, новый выпуск был под защитой сразу двух систем: DRM и GfWL. Capcom ограничивали доступ к персонажам тем, у кого внезапно терялось соединение с Интернетом - и это считалось оправданной мерой по борьбе с пиратством. К счастью, от этого проклятья избавились в первом же патче. Но очень жаль, что мультиплеер не перевели на Steam - с ним было бы меньше проблем, и уж точно лучше бы работал матчмейкинг. Атак многопользовательский режим показывает фигу вообще всем: первые полчаса невозможно найти противника, а затем, когда случается чудо, система почему-то начинает игнорировать всех остальных. Т.е. играть придется с одним и тем же человеком!
Это в Ranked Match, где сама идея восстает против этого: противники должны подбираться случайным образом, не повторяться, иначе так можно договориться заранее и сжульничать. Я могу вспомнить аналогичную ситуацию - Marvel vs. Capcom 3. К настоящему моменту ее более-менее исправили, хотя складывается впечатление, что значительную часть доработок просто отложили до релиза Ultimate-редакции, дескать, хотите перемен - покупайте новый выпуск. Возможно, к тому моменту, как номер поступит в продажу, для РС-версии выйдут патчи и все будет как надо. Пока же слабым утешением служат лишь замечания разработчиков о том, что они, оказывается, не имеют возможности поковыряться в сетевом коде, отвечающем за «подхват» оппонента, - приходится работать с библиотеками Microsoft, и именно Microsoft мешает все сделать так, как надо.
Игра превосходно работает даже на относительно слабых машинах.
Но вернемся к самой игре. На консолях она продается в двух вариантах - как скачиваемое дополнение и в retail-версии. На момент подготовки материала Capcom отчиталась о том, что за первую неделю было продано свыше 300 000 копий - результат считается хорошим, на большее и не рассчитывали. Почему? Потому что Arcade Edition - это попытка продлить файтин-гу жизнь, сделать так, чтобы он отвечал требованиям именно фанатов (отсюда и конфуз) и еще несколько лет считался главной дисциплиной на турнирах. При этом на прошедшем в Сан-Диего Connie-Con Есинори Оно попросил активнее делиться своими впечатлениями, своим мнением - и если недовольных изменениями наберется достаточно, то Capcom обязательно выпустит патч, исправляющий обозначенные недостатки. На EVO 2011 это подтвердили еще раз, уточнив, что апдейт будет бесплатным. Заметьте, что речь снова зашла о «заплатках». Это не значит, что игра вышла «сырая». Просто это намек на то, что Arcade Edition - далеко не финальная редакция. Ждем Hyper? Turbo?
В английской версии вступительной песни к Street Fighter IV были такие слова: «Indestructible! Nothing's gonna stop me now!» Тогда песенка казалась странной, но сейчас понятен заложенный в нее смысл. Street Fighter - это культура, доминирующая файтинг-дисциплина, это несущая конструкция жанра. Я нисколько не умаляю достоинств других файтингов, просто говорю о том, что «подсев» один раз, переключиться на что-то другое уже невозможно. Эти триста тысяч человек, которые приобрели Arcade Edition, наверняка играли не просто в четвертую часть, а в третью, и может быть даже во вторую. Это как раз та суперлояльная аудитория, фанбои, называть можно как угодно, которым ничего помимо этого и не нужно. Когда начинаешь играть серьезно, когда перестаешь обижаться на то, что противник, который играет лучше, побеждает тебя несколько раз подряд -ты становишься частью этого сообщества. Ты ставишь перед собой цель: изучить, разобраться, тренироваться. Перестаешь вслепую лезть в Ranked Match, и вместо этого больше времени проводишь за просмотрами повторов. Хорошо, кстати, что в Arcade Edition ввели «элитные» каналы - так проще разобраться, кто на самом деле круто играет, а кто случайно набил нужное число побед.
Начинается восхождение на Олимп, появляется интерес к турнирам. Сегодня заучиваешь комбо, которое кажется
крутым, завтра регистрируешься на Shoryuken.com и показываешь свои результаты таким же увлеченным геймерам. Street Fighter IV был хорош как раз тем, что он открыт для всех - нужно лишь усердие, чтобы добиться победы. Да, заучивать удары придется. Да, придется играть по правилам, потому что файтинг «плоский», и за незнание всегда наказывают - нет случайных просчетов, тут все более спокойно, тактично, почти как в шахматах. Джагглов нет (мы сейчас забудем про инфинит Юня и пару других досадных моментов), мифическую фреймдату никто учить не заставляет (хотя мне всегда казалось, что кто чаще про это говорит, тот как раз не представляет, что это на самом деле такое и для чего нужно), игра у всех на слуху (причем особенно популярна в США, но об этом читайте в соответствующей врезке), никакой удобный контроллер изобретать на надо - можно либо использовать тот, что есть, либо заказать специальный аркадный стик, на котором играет Даиго Умехара и Джастин Вон. It's just that simple.
И тот факт, что игра наконец-то вышла на PC, заслуживает отдельного внимания. Все три имеющиеся версии идентичны. Они все работают с одних и тех же контроллеров. На PC красивее графика и есть поддержка высоких разрешений, плюс во многих странах, в том числе и в России, это «народная» платформа. Это значит, что появится еще больше сильных игроков - а этого ждали и фанаты, и Capcom. Поэтому когда в следующий раз у вас возникнет вопрос из разряда «когда же это все закончится, когда же выпустят полноценную пятую часть», задумайтесь о том, хотите ли вы этого сами. Не факт, что новый выпуск сразу затмит предыдущий. Откровенно говоря, я в это не верю. Но верю в то, что Super Street Fighter IV Arcade Edition, или что там выйдет после него, войдет в историю как новый Street Fighter II, и в него будут играть, будут соревноваться за первое место, устраивать турниры, снимать фанатские фильмы, в общем, останутся верны еще много лет. В этом смысле он, как бы возвышенно это ни прозвучало, действительно несокрушим.