Total War : Shogun 2

Платформа:
   Windows
Жанр: strategy.real-time / strategy.turn-based
Зарубежный издатель:   Sega
Российский дистрибьютор: "1С-Софтклаб"
Разработчик:   Creative Assembly
Мультиплеер:  versus
Страна происхождения:Великобритания
Страница скачивания :перейти

Хорошую игру хочешь снова и снова, но каждое утро - вызов вашим отношениям . За грузите ли вы сейв, продлив удовольствие, или бросите надоевшее развлечение и найдете новое? Увы , пресытиться Shоguп 2 слишком просто.



Самурайские армии, идущие маршем по феодальной Японии, легендарные битвы Оды Нобунаги и Такеды Сингена приятно щекочут едва ли не позабытые с детства чувства. Помню, рассматривал книжку с описанием восточных видов оружия  и представлял себе, как выглядят сражения самураев с нагинатами наперевес. Что ж, мечты сбываются.







Первые десять часов за Shogun 2 - пора чудесных открытий. Так хочется попробовать
все - и пехоту, и конницу, и ниндзя и инквизиторов-мецке, и флот, и осаду замков.
А потом игра исчерпывает себя - Япония заканчивается. Конечно, полная версия игры куда богаче, чем демоверсия, которую я изучал пару месяцев назад. Отчетливее видно: Shogun 2 презирает роль личностей  в истории, зато хорошо симулирует исторические процессы.



 
Уж сколько даймё-князей я победил на пути к  титулу сёгуна - и всех по-разному. Мелких, на одну-две провинции, конечно, можно и покорить силой, как я делал в демке. Но неожиданно эффективна дипломатия: союзники и вассалы действительно умеют воевать, готовы защищать ваши владения и способны расширять собственную территорию.

А больше всего мне нравится наблюдать, как разваливается мини-империя грозного соседа под моим мягким, но постоянным давлением. Да, он выставляет армию в три раза сильнее моей и непобедим на полях сражений. Но блокада портов, вылазки союзников, марширующие близ границ войска заставляют его держать самураев наготове - и экономика перенапрягается под тяжестью военных расходов. Раз так - провинции бунтуют, доходы в казну сокращаются еще больше, и все - можно спокойно переходить границу; плоды будущей победы созрели и готовы сами упасть в руки.



Экономическая система и вправду жестока, все контрасты выкручены на максимум - чтобы каждое ваше действие имело наглядный, немедленный и сильный эффект.

Армия и флот потребляют чудовищно много денег - настолько, что выгодно распускать лишние отряды самураев, если в ближайшие пять-шесть ходов война не предвидится. Зато несоразмерно много денег приносит торговля с соседями - чуть ли не больше, чем все налоги с собственных подданных.

Стоит подсесть на эту иглу, как оказывается: в случае войны блокада портов сильно снижает доходы, а если на вас нападает бывший партнер - так беда, банкротство не за горами! Выкрутишь налоги на максимум - восстанут крестьяне, да такими силами, что проще пару-тройку соседей вынести ...
 В Shogun 2 слишком просто попасть в яму, которую усердно рыл другому.







Другие глобальные стратегии, как правило, учитывают такие параметры, как блокада торговли или недовольство населения, настолько тонко, что и не разберешься, стоит ли тратить на них время. Здесь не так много цифр и статусов - но уж извольте следить за ними пристально.



Поначалу каждую вторую битву хочется отыгрывать самостоятельно, на поле боя. Не ради победы (честно говоря, автоподсчет результата на первых порах дает больше шансов) - чтобы понять, какие типы сражений интереснее всего брать на себя. Мне, например, по душе оборона - именно здесь человеческая голова имеет больше всего шансов против компьютерных болванчиков.



Однажды мой генерал с одним отрядом крестьян-копейщиков и еще одним самураев-лучников столкнулся с впятеро большей армией. Отступать - некуда. Но в армии противника было десять пеших отрядов копейщиков и два эскадрона легкой конницы - ни стрелков, ни мечников.



 В итоге я в самом начале битвы спрятал лучников на вершине высокого холма, а на единственном пологом склоне выстроил в шеренгу пехоту. Генерал стоял сзади и подбадривал солдат - дескать, ни шагу назад. На равнине у меня не было бы никаких шансов (просто задавили бы массой), а благодаря рельефу местности я победил с соотношением потерь 800:70. В решающий момент,правда, пришлось рискнуть - спешить генерала и его охрану и отправить их на передовую.



Но обошлось - герой выжил и даже получил новый уровень. Обороняться интересно именно потому, что условия разнятся от схватки к схватке. Но я быстро усвоил, что если на глобальной карте ваша армия стоит на мосту через реку, то и на поле боя вы окажетесь в самом выгодном положении из возможных. Естественная преграда, через которую можно переправиться в трех-четырех местах, позволяет сдерживать вдвое сильную армию.



Японские замки не столь уж грозны - для их штурма не требуется ломать стены или ворота, не нужны даже приставные лестницы. Но и здесь у обороняющихся есть преимущества.



Во-первых, вы мобильнее. Стоит подождать, пока один-два вражеских отряда заберутся на стены и проникнут на первый уровень замка, а затем обрушиться на них всей мощью гарнизона и обратить в бегство до того, как к ним присоединятся подкрепления. Чем обширнее укрепления - тем проще заманить, запутать, разделить отряды врага и разбить поодиночке.



Во-вторых, по штурмующим непрерывно ведут огонь башни замка - в случаях, когда армии с обеих сторон невелики, это очень важное подспорье. В любом случае, осаду замков стоит попробовать - в этом Shogun 2 принципиально отличается
от Medieval или Rome. Атаковать (тем более, штурмовать крепости) сложнее, потому что в определенный момент вы  просто запутаетесь, кто куда и зачем идет. Больше микроменеджмента - и в этом с компьютером сравнятся только лучшие мышекликеры.


Как правило, перед схваткой я смотрю на составы армий и прикидываю, смогу ли я что-то выжать из разницы в составах. Если есть идеи плана атаки - отыгрываю нападение лично, если нет - отступаю или доверяю результат автоподсчету.

Увы, рельеф местности и роль (нападаете вы или защищаетесь) влияет на тактику куда больше, чем выбранный клан. В одних и тех условиях Такеда и Ода ведут себя совершенно одинаково. В этом, пожалуй,и кроется корень всех недостатков
Shogun 2.



Кланы настолько одинаковы, что закончив игру единожды, нет никакого резона запускать кампанию еще раз. Исторически, наверное, это верно. Действительно, откуда в Японии возьмутся европейские рыцари и монгольская конница? Крестьяне и самураи, катаны и нагинаты, - набор возможных юнитов и тактик у всех кланов совершенно одинаков. Да, кому-то доступны улучшенные лучники, кому-то - продвинутые копейщики.
Чуть лучше, чуть дешевле обычных юнитов.

 На стадии найма все равно умный даймё соблюдет баланс, а благодаря специализации лишь немного сэкономит на одном из типов. Поэтому по Хонсю, Сикоку И Кюсю (Хоккайдо в игре нет) ходят  примерно одинаковые по составу армии. Хотя по качеству могут и различаться - не всегда есть время и деньги на обучение конницы или, например, самураев-лучников. Самое большое разочарование - это, пожалуй, огнестрельное оружие.


 Еще в детстве из романа (и сериала по его мотивам) Сёгун, я узнал: аркебузы повлияли на японскую военную мысль так же радикально, как арбалеты - на европейскую. Огнестрельное оружие бесчестно - необученный крестьянин может легко убить опытного мастера меча, на тренировки которого ушли годы. Вот только в игре возня с аркебузирами не стоит затраченных усилий - лучники могут делать практически то же самое, а нанимать и содержать их гораздо проще.



Пожалуй, лучший и единственный пример торжества огнестрельного оружия - битва при Нагасино (включена в список ,исторических сражений .. в игре). В ней аркебузиры стояли за частоколом и были прикрыты с флангов копейщиками. Враг отправил в атаку элитную конницу - которой, конечно, эта конструкция оказалась не по зубам. Увы, в кампании подобные ситуации возникают крайне редко - хотя,конечно, в определенный момент каждый приличный даймё включает в армию хотя бы пару отрядов аркебузиров.


Идентичность армий приводит к тому, что еще в начале кампании гибнет большая половина кланов, зато оставшиеся укрупняются, осваивают территорию в пять - семь провинций и на этом успокаиваются. Им невыгодно расширяться, нападая на равных. Из-за войны рухнет экономика; и даже в случае успеха противника поддержат соседи и не дадут выскочке усилиться. Наблюдаешь это - и становится ясно, почему же междоусобица в Японии длилась так долго. Без геймера, подозреваю, кампания не закончилась бы никогда.

Помимо уже описанных механизмов ограничения роста (подсаживание на торговые доходы, дороговизна содержания войск) у игры есть еще одна ловушка для собирателя всех японских земель - событие Realm Divide.



В определенный момент мне все надоело, потому что граница - на замке, каждый ход что-то строится, с дальними кланами я торгую, от ближних регулярно откусываю по провинции, и более-менее понятно, что в ближайшие часы все так  и продолжится. Да еще и сообщения выскакивают - в том духе, что, "император заметил ваши подвиги". Увы, рост параметра "слава" лишь приближал тот момент, когда уже все кланы Японии, включая нынешнего сёгуна, обратили на меня внимание.




И тут вы просто не представляете себе весь ужас. Все кланы, включая моих верных союзников и вассалов, одновременно объявляют войну. Торговые контракты - аннулированы. Вассалы не платят дань. Система безопасности на границе летит
к чертям - нужно срочно спасать генералов, отступать из ловушек-замков вглубь собственной территории. Мириться и вообще как-то задействовать дипломатию бесполезно - даже если вы на один ход с кем-то подружитесь (в том числе и отдав в заложники ребенка), все равно вас предадут на следующий.


И здесь уже начинается настоящая тотальная война. Самое интересное. Еще один урок истории: чтобы объединить Японию, надо быть по-настоящему жестоким.
Слабому даймё приходится думать о чести, защищать вассалов. У сильного есть один союзник - армия. В войне против всех придется огнем и мечом пройти по Японии, грабить и разрушать чужие города. Грабить - потому что это основной источник пополнения  казны. Разрушать - чтобы враг не смог быстро пополнить силы и вернуться с новой армией. На передний план выходят инквизиторы-мецке. На заработанные грабежом деньги они покупают лояльность вражеских генералов.


Но, признаюсь честно, первый мой Realm Divide закончился плачевно - я так и увяз в боях на границе, не в силах расширить территорию, не говоря уже о провозглашении себя сёгуном. Пришлось начать с середины игры и, следя за счетчиком  славы, не набирать себе лишних провинций, а идти сразу на Киото. Такая тактика сработала: я успел уничтожить сёгунат Асикага и стать правителем Японии до того, как меня все начали ненавидеть.


 Игра, естественно, на этом не закончилась: требовалось захватить 25 провинций (при имевшихся у меня 13), но воевать стало гораздо легче. Ведь Киото легко оборонять - лучший замок в Японии, плюс есть пять слотов под обучение юнитов. Из столицы открыта дорога для набегов на соседние провинции - постоянный источник денег. Наконец, пока все враги пытаются отбить Киото, их тылы открыты для моих генералов. Именно в этот момент удовольствие от игрыl достигло пика.


Я сражался на paвных с лучшими армиями Японии, используя весь накопленный опыт. Приходилось учитывать такие вещи, как время подхода подкреплений и погоду, выбирать, какими армиями жертвовать, используя солдат как пушечное мясо,
намеренно охотиться на "пятизвёздночных" генералов и выбивать их из игры, проигрывая битву, но побеждая в войне.



Выключать игру и ложиться спать? Ни за что!
Ну еще один ход, ну пожалуйста! А потом игра закончилась. Любое повторное прохождение выглядело бы точно так же - в отличие от Civilization, Victoria, да той же Medieval 2: Total War.


Да, понятно, что в реальной Японии самураи воевали с самураями - никакого разнообразия. Но все-таки тактика и принципы ведения боя у кланов отличались. Здесь же Нобунага Ода и Синген Такеда - совершенно идентичные генералы, которых легко можно заменить и случайно сгенерированными. 


В отличие от самой первой Shogun: Total War, в игре практически нет ронинов - здесь самураев, оставшихся без господина, можно получить всего пару раз за кампанию, если повезет. Справедливости ради стоит заметить, что если аркебузиры  в игре не столь сильны, то тема ,"черных кораблей" раскрыта на все сто процентов. Время от времени вам сообщают, что вдоль побережья плывут европейцы - и их неплохо бы захватить. Один мощный фрегат с десятками пушек оказывается сильнее,  чем десять или даже двадцать японских суденышек, легко раскатывая весь ваш флот, - наглядное превосходство европейских технологий. Но вот, например, польза от принятия христианства мне совершенно неочевидна.



 Судьба Японии в любом случае решается на полях сражений, где одинаковые самураи режут самураев.  Я обязательно спрошу у разработчиков, почему они, вернувшись к теме первой игры, сделали продолжение столь компактным.

В конце концов, есть же другая благодатная тема совсем рядом - эпоха "Троецарствия" в Китае. В тамошних междоусобных войнах были задействованы не только все регионы Поднебесной, но и соседи с юга и севера, кочевники Великой степи . . .
Разнообразия - сколько угодно. И даже если посвящать игру Японии, то неплохо бы ввести в игру фактор соседей - в первую очередь, Китая и Кореи. Ведь объединитель страны, Тоётоми Хидэёси, разобравшись с внутренними врагами, повел армию как раз на континент. Было бы интересно увидеть и как слабый японский клан, получив поддержку Китая, штурмует стены Киото. Не слишком соответствует истории - но, в конце концов, в Medieval тоже карта Европы зачастую перекраивалась совершенно анекдотично.


Закончив Shogun 2, я удалил игру и - нет, не нашел себе новое развлечение - в который уже раз вернулся к любимой Football Manager 2011. Но интрижкой с игрой от Creative Assembly я все равно доволен. Пока я вел медленных самураев Врена от северной оконечности Хонсю к Киото, мне было очень, очень хорошо.



2