Видеоигры не стоят на месте: будучи частью массовой культуры, они постоянно развиваются и ищут новые формы. Популярные жанры сменяют друг друга, а тренды приходят и уходят — в этом плане игры мало чем отличаются от кинематографа или музыки. Мы вспомнили девять забытых трендов последних десятилетий: с некоторыми из них мы расстались с радостью, другие же до сих вызывают ностальгические воспоминания.
Скейтбординг
Периоды расцвета: 2000-2004, 2007-2010
Ключевые игры: серии Tony Hawk's Pro Skater и Skate
Видеоигры об экстремальном спорте выходили еще на восьмибитных приставках, но их прорыв к массовой аудитории состоялся вместе с Tony Hawk's Pro Skater. Новая игра вышла в удачное время: по MTV начали показывать «Чудаков» со скейтером Бэмом Марджерой на первых ролях и вовсю крутили поп-панк — сложно придумать лучший информационный фон. Вдобавок, сами игры были действительно интересными: чтобы исполнять головокружительные трюки, не надо было заучивать десятки комбинаций, все происходило как бы само собой. В 2004 году вышла образцовая Tony Hawk's Underground 2, после чего у студии Neversoft закончились идеи. Да и интерес аудитории к скейтбордингу явно остыл.
Сегодня играми о скейтбординге занимаются небольшие независимые студии. Например, Touchgrind Skate 2 для iOS предлагает заменить ноги скейтера собственными пальцами, поставив их на виртуальную доску на экране. А недавняя OlliOlli для PS Vita подружила скейтерский антураж с механикой двухмерного платформера.
Гитарные симуляторы
Период расцвета: 2005-2009
Ключевые игры: серии Guitar Hero и Rock Band
В 2005 году Guitar Hero привлекла к видеоиграм сотни тысяч людей, ранее сторонившихся электронных развлечений. Казалось бы, взять в руки маленькую пластиковую гитару и нажимать нужные кнопки в нужное время — самое глупое занятие в мире, но игра увлекала так, что через десять минут каждый мог почувствовать себя звездой и начать трясти головой в такт известным рок-хитам. Спустя два года к Guitar Hero присоединилась Rock Band, в которой можно было петь и играть на барабанах, и две серии начали зарабатывать миллионы. К сожалению, вечеринка быстро закончилась — в новых играх не было ничего принципиально нового, а все более-менее известные рок-шлягеры уже были использованы в старых частях.
Сегодня гитарные игры перестали быть массовым развлечением и стали ориентироваться на юных музыкантов: для Rock Band 3 даже сделали специальную гитару, которую можно было подключить к усилителю. В 2011 году Ubisoft отказалась от полумер и выпустила Rocksmith, где в комплекте с игрой шел специальный переходник для подключения настоящей гитары. Фактически, французы сделали не игру, а интерактивный самоучитель. Последняя версия Rocksmith вышла в октябре прошлого года.
Стритрейсинг
Период расцвета: 2003-2006
Ключевые игры: Need for Speed: Underground 1 и 2, Midnight Club 3: DUB Edition, Juiced, Street Racing Syndicate
В начале нулевых Rockstar Games прорабатывала тему стритрейсинга в успешной Midnight Club, но серия особо не влияла на лицо жанра. Другое дело Need for Speed: Underground: после выхода первой части в 2003 году каждый игрок понял, чего он хочет от гоночной игры: чтобы была ночь, тюнинг, закись азота, дрифт, драг и «э-рон-дон-дон». Влияние Underground на жанр можно проследить даже по музыке — если во второй части Midnight Club играло ненавязчивое техно, то в саундтрек третьей пробились Лил Уэйн, T.I. и еще десяток коммерческих рэперов. За Underground последовали Street Racing Syndicate от Namco и Juiced от THQ, правда, с гораздо меньшим успехом.
Бум игр о стритрейсинге выпал на период между выходом двух частей «Форсажа»: в 2003 году «Двойной форсаж» и Underground запустили тренд, а в 2006-м «Токийский дрифт» и Carbon закрыли тему: несмотря на коммерческий успех, как фильм, так и игру критиковали за самоповторы. Сейчас ностальгирующие игроки могут запустить разве что CSR Racing для iOS — игру о драг-гонках с акцентом на тюнинге своего автомобиля.
Шутеры о Второй Мировой войне
Период расцвета: 2002-2006
Ключевые игры: серии Call of Duty, Battlefield, Medal of Honor и Brothers in Arms
Кинематограф несколько лет подготавливал почву для видеоигр о Второй Мировой войне: «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная линия» и «Враг у ворот» вышли в прокат практически друг за другом и доказали, что аудитории интересен самый масштабный конфликт в истории человечества. В начале 2002 года появилась Medal of Honor: Allied Assault с ее знаменитой сценой высадки в Нормандии — после нее стало ясно, что некогда камерный жанр шутеров уже не будет прежним. В том же году Battlefield 1942 показала, что масштабным сражениям есть место и в сети. В 2003-м, с выходом Call of Duty, сомнений уже не возникало: шутеры о Второй Мировой оккупировали игровую индустрию. Игроки и пресса забили тревогу: жанр перенасыщен — даже стратегическая серия Commandos переквалифицировалась в несложный шутер. Наивные, они и не подозревали, что через пару лет они столкнутся с куда более злобным врагом — шутерами про спецназ!
Сейчас массовые шутеры сменили декорации Второй Мировой на современные города, и в жанре остались только серьезные игры вроде Red Orchestra 2. Желающим повеселиться стоит обратить внимание на мобильную Frontline Commando: Normandy или ждать Wolfenstein: The New Order — она, впрочем, будет иметь косвенное отношение к историческому конфликту.
Шутеры о Вьетнамской войне
Период расцвета: 2003-2004
Ключевые игры: Vietcong, Men of Valor, Battlefield: Vietnam
Одно время казалось, что Вьетнам в шутерах — это новая Вторая Мировая. Но нет: большие игры выходили всего пару лет и быстро исчезли с радаров. Впрочем, многие до сих пор помнят часы, проведенные во Vietcong или Battlefield: Vietnam: густые джунгли, подземные туннели, хитрые ловушки и хиты 60-х. Если игры о Второй Мировой целиком состояли из героического пафоса, то Вьетнам манил своей приземленностью: героизма здесь было меньше, а вот казней и сжигания деревень напалмом — больше.
К сожалению, сегодня о Вьетнаме вспоминают лишь изредка — например, в паре эпизодов Call of Duty: Black Ops и Battlefield: Bad Company 2. Жаль, ведь современные технологии позволяют создавать очень убедительные джунгли.
Шпионские экшены
Период расцвета: 1997-2002
Ключевые игры: GoldenEye 007, Perfect Dark , серия No One Lives Forever
GoldenEye 007 для Nintendo 64 не только доказала, что на консолях есть место отличным шутерам, но и объяснила, что спасать мир можно без пулемета и шуточек в стиле Дюка Нюкема. Наследником GoldenEye стала No One Lives Forever. И если Бонд отодвинул в сторону вульгарного Дюка, то Кейт Арчер из NOLF сняла корону с Лары Крофт — в начале нулевых она была явной фавориткой игроков. Но серию любили не только за яркую героиню: No One Lives Forever, особенно вторая часть, был доступным, но изобретательным и смешным шутером с помадой-фотоаппаратом и минами, замаскированными под котят. В 2003 году у серии вышел неудачный спин-офф Contract J.A.C.K., и ее отправили на покой. Студия Monolith занялась хоррор-шутером F.E.A.R.
Если фанаты необычных гаджетов и тайных диверсий нашли прибежище в Splinter Cell, то эстетика шпионских фильмов 60-х так и остается нетронутой. К ней лишь изредка обращаются независимые игры, например, Thirty Flights of Loving или недавняя Jazzpunk. А авторы Don’t Starve сейчас делают шпионскую стратегию Invisible Inc. Впрочем, все эти игры никогда не заменят No One Lives Forever. Верните нам Кейт!
Фермы
Период расцвета: 2009-2011
Ключевые игры: FarmVille, «Счастливый фермер»
В 2009 году зайти во «ВКонтакте» и не наткнуться на упоминание «Счастливого фермера» было невозможно: казалось, что разведением кур и посадкой капусты увлеклись все ваши друзья. На Facebook, тем временем, бушевала FarmVille, превратившая компанию Zynga в индустриального монстра.
В начале 2011 года CityVille стала самой популярной игрой на Facebook, и игроки начали терять интерес к удобрению грядок — вместо этого они строили города. Сейчас «фермы» по-прежнему зарабатывают немалые деньги в социальных сетях, но с каждым годом их доля неуклонно снижается.
Футуристические гонки
Период расцвета: 1995-2003
Ключевые игры: серии WipeOut и F-Zero
Гоночные игры 90-х редко стремились к достоверности — их авторы предпочитали вымышленные миры реальным трассам. WipeOut стала одним из символов PlayStation — игра о гонках будущего словно олицетворяла саму консоль: серая коробка Sony со своей трехмерной графикой в 1995-м казалась пришельцем из космоса. Игроки полюбили серию за изобретательные трассы, огромную скорость и отличный саундтрек.
В начале нулевых стало ясно, что футуристические гонки не очень-то нужны игрокам — возможность покататься на запредельно дорогой и роскошной, но такой знакомой Ferrari ценилась куда больше доступа к немыслимым летающим болидам. Последняя часть F-Zero вышла 10 лет назад, а WipeOut заходит в гости только на старт очередной портативной консоли Sony. Поэтому если у вас есть PS Vita и вы ищите забытых ощущений — купите себе WipeOut 2048.
Мультипликационные платформеры
Период расцвета: 1996-2004
Ключевые игры: Crash Bandicoot, Conker's Bad Fur Day, Beyond Good & Evil, серии Ratchet & Clank и Jak & Daxter
Если в начале 90-х умами игроков владели Марио и Соник, то с запуском первой PlayStation у мафии Nintendo и Sega появились серьезные западные альтернативы — например, Crash Bandicoot. Интересные платформеры с мультипликационными героями заполонили индустрию. Далеко не все из них были детскими — например, студия Rare сделала для Nintendo похабную Conker's Bad Fur Day. Запуск второй PlayStation породил вторую волну подобных игр: стартовали серии Ratchet & Clank и Jak & Daxter, Capcom сделала Maximo, а Ubisoft выпустила ныне культовую Beyond Good & Evil.
С появлением Xbox 360 и PlayStation 3 игроки перестали интересоваться сказками, пусть даже и взрослыми. Герои нового поколения перестали быть похожими на персонажей мультфильмов — взгляните на Маркуса Феникса и Натана Дрейка. Единственным необычными новичками были Сэкбой из Little Big Planet и почти забытые кролики из Rayman Raving Rabbids. Средний возраст игроков неумолимо растет, и индустрия подстраивается под новые реалии. Традициям остается верна только Nintendo, которая стабильно выпускает минимум по одной игре про Марио в год.
В глянцевых журналах пишут, что мода циклична и со временем повторяется. Судя по возрождению классических серий на Kickstarter, это утверждение во многом верно и для игровой индустрии. А каких забытых жанров не хватает вам? С какими вы с радостью расстались? Дополните нас в комментариях!
0