Шесть лет назад мы узрели крайне талантливый сингловый боевик с красивой подачей сюжета, ошеломительными перестрелками и пронизывающей мистикой. Тот самый F.E.A.R. нам подали как нечто деликатесное, как изящную смесь нашумевшей матрицы с незабываемым звонком.

Когда тонкий аромат дешевого подражания исходил буквально от всего вокруг – свежесть детища «MonolithProductions»  быстро приковало к своему проекту массу взглядов. После эпохальных

FarCry,  «HalfLife-2»,  «DOOM-3» и череды вялых пародий на них,  игру горячо ожидали и приняли с распростертыми объятиями, затянув подгузники и обновив железо для встречи с next геном.

Хотя и пошумели как следует и за недоделки, и за дизайна локаций,  и за степень страшности. Разразиться срачем  было милое дело, а словом «конвейер» тогда еще  редко обзывали даже        «Electronicsarts».

И вот на дворе лето 2011 года : нанотехнологии, каникулы и быстрый интернет.

Ты давно скачал корявый репакF.E.A.R. 3, написал рецензию в блоге и твитернул на нее ссылку.     А сейчас, не осилив обзор до этих строк и, быстро промотав до оценки, строчИшь комментарии о том, как тебе подсунули очередной шлак с непонятным сюжетом.

Да…  Вот и настала мрачная эпоха скверной жестокости, когда вкладываться в офлайн тупо нерентабельно.  Самое время позабыть достойные однопользовательские компании как страшный сон в то время, как упорные мультиплеер и кооперативный режим лишь набирают обороты, а до вечного царствования ММО и Free2play остались считанные годы. Сложносочиненный одиночный геймплей окончательно перестал быть аргументом в пользу покупки, так что вряд ли стоит удивляться преобразованию F.E.A.R. 3 в зажигательный кооператив.



В своей рецензии мы не будем категоричны и бескомпромиссны, но и щадящей объективности вам не преподнесем.   Достоинства  и недостатки будут граничить друг с другом и вам останется только помечать их в карандаше или выстраивать впечатление об игре слухо-визуальным восприятием. Хотя мудрецы говорят: «Даже самая идеальная память меркнет перед огрызком простого карандаша.» Но не будем отходить от темы.


Для тех, кто не знаком - F.E.A.R. 3 - шутер от первого лица, разрабатываемый компанией Day 1 Studios при содействии MonolithProductions. Игра является сиквелом F.E.A.R. 2 и третьей игрой в серии «F.E.A.R.». ИздателемявляетсяWarner Bros. Interactive Entertainment, игравышланаPC,  PlayStation 3 иXbox 360. В России игру на компы издаёт компания «Новый Диск», а на консоли -  1C-SoftClub.


Игра использует движок Despair, который является собственной разработкой компании Day 1 Studios и впервые был использован в шутере  «Fracture» 2008 года выпуска.


8 апреля 2010 года игра «F.E.A.R. 3» была официально анонсирована, и с того момента у поклонников серии пропал здоровый сон.


Завязка сюжета проста, как игра в тетрис на первом уровне – Pointman (он же главный герой первого F.E.A.R.) и Феттель (являющийся антагонистом оригинала) объединяются, чтобы остановить Альму от рождения нового обличия истинного ужаса. Самое обидное, что от былой атмосферы страха не осталось практически ничего. Как бы ни старались разработчики вовремя выключить свет, или поставить в центре универмага качающуюся колыбель, по сравнению с появлениями маленькой Альмы в первой части, это все напоминает не смешную шутку о Штирлице.



Чтобы разнообразить игровую механику, Day 1 Studios решили сделать главных героев как можно более разными. Pointman – обычный солдат с шотганом в руках, а вот Феттель – уникум более интересный. Сам он оружие держать не может, но искупает сей недостаток боевой подготовки телепатическими и прочими сверхъестественными способностями. Главная из них – умение вселяться в других людей, поэтому для него тактика «чужой - среди своих» подходит как нельзя удачней.


Day 1 Studios можно понять – после того идиотизма, который натворили Monolith с сюжетом второй части, им не оставалось другого выбора кроме как продолжить историю. К сожалению, она все равно осталась такой же бессвязной, но без откровенной бездарности сценаристов. Все стерильно, неспешно и неинтересно. Связи между уровнями нет практически никакой, всё показывают и объясняют в коротких роликах. Сами локации выдумкой и особым творческим подходом не отличаются. Но пару раз игра демонстрирует по настоящему шикарные сцены с выверенным арт-дизайном – например, пригородный район, захваченный сектантскими фанатиками.

Качество игры напрямую зависит от условий и F.E.A.R. 3  как следует раскроется исключительно в режиме на двоих с бодрыми переговорами и хорошим тимплеем.


Сразу видно, что Day 1 Studios готовили игру не для одиночной кампании, а для кооператива. Именно в совместной игре ощущается, как все задумки разработчиков работают друг с другом как шестеренки часов. Конечно, одному из игроков повезет больше – игра за Феттеля намного более необычна и интересна, чем стандартная роль солдата.



В шкуре молчуна все по старому : залихватская стрельба, рукоприкладство и замедление, планомерный отстрел разномастных спецназовцев, наркоманов и неведомых зверушек, сдобренные ослепительными спецэффектами и вялыми паузами на испуг.

К чести разработчиков, в кооперативном режиме прохождение ни в коем случае не превращается в веселый карнавал. Противникам, конечно, не достает интеллекта, чтобы следить сразу за обоими игроками, поэтому зачастую они берут количеством, но о них чуть позже. Тем более, финал зависит от того, кто лучше, быстрее и качественнее истреблял противников по ходу игры и чаще использовал способности. Так что помимо чувства сотрудничества, совместный режим F.E.A.R. 3 привносит еще и некую долю соперничества.


Единственное, чем расстраивает кооператив – это разделением экрана. Вместо привычного расположения по горизонтали Day 1 Studios по каким-то недальновидным причинам решили, что лучше будет сделать разделение по правой и левой стороне. Из-за этого, при игре на 46 дюймовом экране кажется, что перед тобой  монитор в 22 дюйма.


Динамика движений и перестрелок:

Итак, в основе F.E.A.R. 3 лежит старая добрая механика «беги-стреляй». Незамысловато, но главное работает безотказно, если у разработчиков руки не выделаны топором. Потому что, как ни странно, в последнее время игр с интересной, живой стрельбой порядочно поубавилось и в этом плане новый «F.E.A.R.» очень цепляет. Все предельно просто и знакомо по консольным боевикам  только от первого лица.

Пусть как в прежних шутерах, в этой игре нет ни вразумительного сюжета, ни «тарантиновских» диалогов, ни красивых пейзажей.  Зато пуля сносит головы как раньше, а удачная граната разрывает врага, хоть и не по законам физики, но по законам кровавого веселья.



Набор оружия ничем «новеньким» гордиться не может – пистолет, автомат, дробовик и еще парочку в таком же духе. Из последних трендов - в игре есть удобная и порой даже по-настоящему спасительная система укрытий. Прильнув к удобно расположенному объекту, всячески высовываемся и безнаказанно отстреливаемся. Но вот тут Day 1 Studios промахнулись , потому что  при том темпе, который предлагают разработчики, времени прижиматься к укрытиям просто нет, всегда приходиться маневрировать, нападать или  отступать.

Но зато здесь есть кооператив, который, не смотря на имеющиеся недостатки, по веселости и напряженности мало с чем сравнить в этом году.


В свете яркого дня и чувствуя на себе жар летнего солнца, советовать F.E.A.R. 3 прямо сейчас как-то странно. Лето это редкое время наверстать то, что упустил за прошедший год. Да и само детище Day 1 Studios далеко не самая подходящая для такой поры игра – с затягивающим, но несбалансированным геймплеем, с приемлемой, но неувлекательной историей, с красочной, но невыразительной графикой.


В хорошей компании все это доставит немало удовольствия унылым вечером после тяжелого рабочего дня, но вряд ли на постоянной основе.

 В этом то и заключена главная проблема F.E.A.R. 3.


Несмотря на всю бодрость игрового духа здесь совсем незачем задерживаться, никакие сюжетные тайны не манят обратно, никакие воспоминания о замысловатых перестрелках не вызывают желания переиграть момент заново и посмотреть что изменится если избрать другую тактику.

И то, о чем не досказал ранее…


Бесславно загублено одно из ведущих достоинств F.E.A.R. 3  – виртуозно-исскуственный интеллект хорошо организованных соперников. Если в оригинале боты всегда находили чем удивить - как перегруппироваться и обойти сзади, то здесь из раза в раз не меняется ровным счетом ничего.


Болваны просто следуют по тупой траектории, привитой им рукой постановщика. Никакого деления по старшинству, никакой тактики, просто банальный напор,  свойственный буквально всем рядовым шутерам на рынке.  Day 1 Studios опрометчиво сочли, что всего этого будет  вполне достаточно для сохранения прежнего настроения,  что и потопило всю затею хотя и расширило, конечно, аудиторию.


Зажигательные перестрелки, покатушки на мехах, прямолинейный геймплей с выдержанной динамикой  - что еще нужно рядовому игроку, который просто проходил мимо ларька с дисками и попросил что-нибудь на вечер … пострелять…

Общая картина, которая сформировалась в вашем уме состоит из мнений многих игроков, - и случайных, и тех кто ждал выхода с нетерпением. Поэтому не хотелось бы выделяться на фоне остальных и выглядеть советчиком ни хорошим, ни плохим. Вспомним и искаверкаем старую добрую пословицу: « На вкус и цвет – почему бы и нет ? »

С вами был Аламогоро и…играйте в хорошие игры !

 
 
1