Длинный путь к совершенству
Главная беда спортивных симуляторов - в консервативной природе самого спорта. Любая дисцпиплина, будь то футбол или хоккей на траве, основана на четких правилах, в соблюдении которых и заключен весь смысл. Для разработчиков спортивных видеоигр это означает одно-забыть о фантазии.
симулятор и начисто уделав Konami (одиннадцать миллионов проданных копий FIFA 12 против трех у Pro Evolution Soccer 2012). Но, несмотря на высоту заданной планки, у канадцев остался приличный задел, а потому все идеи предшественницы получили свое закономерное развитие в новой игре.
Вся такая внезапная
Жозе Матуриньо однажды сказал, что самое прекрасное в футболе - его непредсказуемость. Именно она является изюминкой FIFA 13. Хаос в игровой процесс вноси новая система обработки мяча под названием First Touch Control. Теперь в реальном времени просчитывается не только то, как игрок ведет снаряд, но и как он его принимает. То есть, если пас был отдан слишком сильно или высоко, большинство футболистов не смогут нормально обработать мяч и у противника появится шанс на контратаку. На игроках уровня Месси или Иньесты это, конечно, скажется не сильно, но и они больше не застрахованы от ошибок.
Зато, овладев ицициативой, эти великолепные дриблеры смогут стать еще полезнее для команды. В FIFA 13 футболисты научились финтить на месте, плетя ногами кружева и издеваясь над соперником.
Нечто похожее, мы уже видели в FIFA Street, и, честно говоря, в масштабах стандартного футбольного поля трюки с мячом смотрятся чуть менее эффектно, чем при игре четыре на четыре на заброшенной парковке. Тем не менее исполнительный продюсер игры Дэвид Раттер настаивает, что система Complete Dribbling действительно финальная (англ. complete - завершенный) и на этом работу над техникой ведения мяча можно считать оконченной. Что ж, может, Konami его со временм переубедит.
Но даже если нет - не страшно ведь этот аспект игры еще в прошлой части выглядел довольно реалистично. Чего нельзя сказать о силовой борьбе. В FIFA 12 дебютировал движок Player Impact Engine, который в реальном времени просчитывал столкновения. Благодаря ему футболисты перестали проходить друг сквозь друга, будто привидения, зато регулярно демонстрировали однополую любовь, обнимаясь и целуясь во время падений.
Новая версия движка вроде бы исправляет забавный баг - по крайней мере, за время игры в ресью-версию ни одной гей-сцены не случилось. Сами столкновения стали более реалистичными за счет появления у игроков мышечной массы - не визуальной, а физической.
Габаритные защитники вроде Криса Самбы теперь гораздо жестче встречают форвардов, рискуя нанести им травмы, но зато уступают в скорости менее атлетичным типа Аршавина. И если раньше исход подобных единоборств решали исключительно показатели, то в FIFA 13 все по науке.
Впрочем, подобные мелочи многие могут и не заметить. А вот пропустить нововведения в режиме "Карьера" будет непросто. Игрока с порога оповещают о том, что, добившись успеха на клубном уровне, удастся порулить национальной командой. Возможность наконец-то навести порядок в сборной России влечет за собой немало головной боли: лучших игроков в преддверии международных турниров придется отпускать на сборы, от качества выступлений за страну будет зависеть их настроение и игра в клубе, а сама сетка соревнований уплотнится вдвое. Но все это приятные заботы, ведь играть стало интереснее.
Небольшие изменения произошли и в трансферах. Купить звезду теперь гораздо труднее, ведь на переход влияет не только предложенная сумма, но и настрой самого футболиста. Допустим, вы, будучи тренером "Анжи", пытаетесь приобрести у "Реала" Криштиану Роналду. Королевский клуб соглашается на баснословные 120 миллионов, но самого Криштиану полностью устравивает его нынешнее поолжение в команде (графа "Настроение"), а также беспокоит небезопасность Махачкалы (да, есть такой довод), и он отказывается от перехода. Если же Роналду вдруг все-таки согласится, чтобы не разориться (надо же платить еще и другим игрокам), можно попытаться выбить у совета директоров дополнительное финансирование - теперь бюджет не ограничивается оговоренной в контракте суммой.
Они называются Skill Games и направлены на развитие разнообразных способностей, начиная от пасов низом и заканчивая специальными приемами. Эти задания здорово помогают освоиться в игре, а также наглядно показывают улучшения движка, которые не так-то просто заметить во время матча. Атмосфера на поле, к слову, почти не изменилась, разве что реплики комментаторов стали интереснее. Например, во время матча с участием Баварии они вспомнили майский финал Лиги чемпионов, а в первом туре чемпионата России подробно расказали о приобретениях команд в межсезонье.
С каждым годом FIFA и PES становятся все совершеннее, и у разработчиков остается все меньше аспектов для улучшений. EA и вовсе заявили, что наконец-то покончили с дриблингом. Но закон эволюции гласит: когда в воде становится слишком тесно, организмы отращивают лапы и перебираются на сушу. Будущее спортивных симуляторов - в кардинальной смене управления. И если раньше контролерами движений баловались одни лишь казуалки, то теперь настал черед большоно спорта - FIFA 13 обзавелась поддержкой Move и Kinect. Управление пока неидеально: с нунчаком от Sony играть довольно неудобно, а из всех функций Kinect здесь задействовано лишь распознаение голоса (теперь можно орать матом на судью и получать за это карточки).
Но главное - сам прецедент. Удовлетворенные успехом FIFA 12, EA Canada стали потихоньку заглядывать в будущее. Тринадцатая часть - их первый полигон для испытаний, хороший, но по всем пунктам проходной проект, пристройка к монолитному зданию предшественницы. Впрочем, большего от нее и не требовалось. Единственное, что может подпортить продажи FIFA 13, - серьезно прбавившая в этом году PES. Но для нас это даже хорошо: похоже, счет в дерби наконец равный, а значит, можно смело брать обе игры.