Мы всегда уважали Double Fine за саркастическое чутье: мало кто умеет так грамотно язвить на тему шаблонов и условностей ролевого жанра (The Cave) или целых музыкальных направлений (Brutal Legend). Hack’n’Slash — это подколка в адрес ролевых боевиков в духе Legend of Zelda, но, вы не поверите, от объекта насмешки в ней не осталось почти ничего! Ни боевки, ни ролевой системы. Разве что симпатичная двумерная картинка с видом сверху. Чисто юридически игра непроходима вовсе. Что же с ней делать? Взламывать и читерить!

 

Матан спасает мир

Hack’n’Slash не пытается морочить нам голову. Хоть наша героиня Элис щеголяет длинными эльфийскими ушами, а в друзья к ней набивается красная «капелька»-спрайт, все фэнтези тут трещит во швам в первую же минуту. О, какой знатный меч, давайте разрубим решетку! Бац — и нет меча, рассыпался; зато есть великанский USB-штекер. Втыкаем его в дверь, меняем false на true — и путь свободен.

 

Диковинное орудие идеально подходит к разъемам, имеющимся у всякого живого существа в игровом мире (да и у многих предметов). Зачем махать нагайкой, если любая сволочь легко поддается настройке? Притом настройке со вкусом: почему бы не снизить урон до нуля? Или сделать отрицательную скорость? Просто переключить систему «свой-чужой» и натравить какую-нибудь черепашку на ее же собратьев? Несколько переменных величин у каждого из врагов дают неплохой простор для баловства. Жаль, подопытных маловато.

Крепостная стража — пожалуй, лучшие жертвы для опытов. Наделите одного из них силой Халка и скоростью Флэша. Только не забудьте сменить BAD на GOOD!

 

Однако Double Fine, словно догадываясь об этом досадном упущении, вовремя смещает акцент. Элис попадает в плен к волшебнику Кристо, дальновидному мерзавцу, который догадался-таки запереть бунтарку в камере без двери. Оттуда ее вытаскивает другой маг, на сей раз добрый, бескорыстный и невидимый. Элис надевает шляпу всевидения — и Hack’n’Slash второй раз переворачивает все вверх дном.

 

Рисованный мир разделяют четкие линии дорог, преград и хитбоксов, у врагов проявляется зона видимости, а всякий объект получает техническую запись. Мы еще глубже заглядываем в код игры! Борьба с прихвостнями Кристо становится рутиной: стражники легко обходятся, дичь из внешнего мира «отключается» заученным порядком команд. В крепости Кристо есть несколько интересных головоломок — хоть они и поддаются взлому, но требуют традиционного решения, как в любом квесте.

Физическое воплощение алгоритмов — залы с расставленными тут и там агрегатами. Пока добежишь от одного числа до другого...

Здесь не требуется подыскивать нужные переменные: лишние отсеяли за вас. Просто прокручивайте диапазон. Не самое удобное управление для тривиальных в общем-то головоломок.

Кульминации хулиганство Double Fine достигает, когда героиня отыскивает особую лупу. Которая — о, ужас! — позволяет забраться в алгоритмы и изменить там все переменные к чертовой матери! Например, настроить численные значения в формуле так, чтобы сразу все сегменты моста проявлялись по нажатию кнопки. Для любого мало-мальски подкованного в программировании человека такие задачки — находка. Какая еще игра даст сама себя перекраивать?

 

Вскоре нам вручат еще и кодовые бомбы. Один бадабум — и любой (совсем любой!) предмет открывает нам врата в свои свойства. Ровно в том виде, в каком их видят разработчики. Собственно, в четвертом акте игры мы действуем наравне с создателями. Финальная битва же идет не столько с боссом, сколько с его внутренними алгоритмами. Невиданный триумф свободы игрока, который, однако, омрачается неизбежными издержками.

 

Бинарная боль

Hack’n’Slash до начала четвертой главы щадит игрока и не спускает всех собак. А в четвертой — спускает: как мы уже говорили, кодовые бомбы дают возможность залезать в самое нутро, в суть вещей. И вот сюрприз! Эти алгоритмы далеко не так просты, удобны, а тем более понятны. На изучение программирования уходят годы, а Hack’n’Slash проходится за пять часов. За последние пару часов вы должны быстро уяснить тонну всевозможных команд, виды ссылок и зависимость между значениями. Без подготовки это о-очень сложно. Поэтому самая мякотка, на которую Double Fine явно возлагали надежды, станет сущим кошмаром для обывателя.

 

К счастью, решение большинства задач не заставит вас «нырять» глубже трех уровней алгоритма, а связь между переменными и результатом находится методом проб и ошибок. Это явно не тот путь, что задумали создателями, но разве есть выбор?

Ассортимент действий узок. Переставлять местами команды и писать новые никто не разрешает — и без того вольница такая, что голова кругом.

 

Солидный список артефактов, попавших к нам в руки, после получения доступа к «фундаменту» игры отправится на свалку. Модификатор времени, USB-бумеранг, регулятор смены суток — зачем? Ведь мы теперь властны над материей! Только власть эта превращает геймплей в сплошное программирование без сна и отдыха. Интересный процесс, спору нет, но порой он становится монотонной работой, а об исходной задаче как будто забываешь.

* * *

Смелая попытка Double Fine раскрыть тайны закулисья компьютерных ролевых игр явно удалась, но их преследуют вполне очевидные проблемы. Как умаслить неподготовленного игрока? Что делать, если он не любит решать сложные технические задачи? Как спрятать баги, так и не устраненные в «Раннем доступе» Steam? Создатели понадеялись, что их фирменное остроумие, яркий дизайн и энергичная музыка перевесят занудность поздних этапов Hack’n’Slash. Что ж, и на старуху бывает проруха. Зато и малая продолжительность скорее в плюс.

 

ВЕРДИКТ

Hack'n'Slash намертво привязана к личным качествам и навыкам играющего: знаком ли он с азами программирования и любит ли эксперименты ради экспериментов. Если нет — это остроумная, но малопонятная приключенческая игра; если да — уникальный тренажер для мысли.

 

Оценка: Плюсы: Минусы:

мы не играем, мы взламываем!

легкомысленная пародия;

не успевает утомить;

открыта для модификаций.

не знаешь команд и алгоритмов? Будешь страдать!

баги, кривой интерфейс и прочие огрехи независимых проектов с претензиями.

0