Sleeping Dogs



Переполох в Гонконге

Ситуация со Sleeping Dogs напоминает историю Золушки. В своем первоначальном обличье True Crime: Hong Kong молча протирала полы и чистила картошку, а потом и вовсе угодила в темный погреб. Все переменилось с неожиданным появлением доброй феи в лице Square Enix, которая спасла игру от мачехи Activisation, отмыла, приодела и вывела в люди.


Продолжая аналогию, в Sleeping Dogs легко заметить следы бедного прошлого: ей неуютно в дорогом платье, она так и не избавилась от неуклюжей походки и легкого акцента, как и не привыкла к новому имени и глянцевому лоску. Но все это только прибавляет ей очарования. Sleeping Dogs прямо-таки светится жизнелюбием и энергетикой, который могли появится только после чудесного спасения.

Детство, отрочество, юность

Сценарий игры явно был написан под впечатлением от культового кино про мафию и знаменитых гонконгских боевиков, рассказывающих об опасной работе копов под прикрытием - "Круто сваренные", "Двойная рокировка" (многие знакомы с ремейком Мартина Скорсезе "Отступниками"), "Тайный агент", "Протеже" и других. Вэй Шень вместе с сестрой рос в неблагополучном районе Гонконга и уже в раннем детстве узнал, как опасны городские улицы. Впоследствии почти все его приятели, которым повезло отпраздновать восемнадцатый день рождения, стали мелкими рэкетирами и ворами, а самые упорные пробились в высшую лигу - Сун-Он-Йи, одну из ключевых гонкогских триад.


Вероятно, Вэя ждала такая же судьба, если бы не ряд обстоятельств. Его старшая сестра Мими рано начала взрослую жизнь - еще подростком пристрастилась к наркотикам и быстро пошла по рукам в бандитском обществе. Видя, как погибает дочь, Маргарет Шень увозит ее и брата в Сан-Франциско, подальше от прошлого. Вот только она упустила из виду, что Гонконг не единственное место в мире, где можно достать наркотики. Через какое-то время Мими умирает от передозировки, а Маргарет с горя совершает самоубийство. Мальчик Вэй остается совсем один в незнакомой стране.


Спуся годы жажда расплаты и праведный гнев приводят его в полицию, где талантливый Шень быстро становится одним из лучших офицеров. Неудивительно, что, когда руководство решает начать тайную операцию в Гонконге, среди всех азиато-американцев на роль агента под прикрытием выбирают именно Вэя. Так начинается наше приключение.

Дом, не милый дом

Родина встречет полицейского настороженно: старые знакомые подозрительно всматриваются в лицо, задают неудобные вопросы и очень аккуратно рассказывают о своих делах. Оно и понятно - человек только что приехал из Америки, а уже бросается в самую гущу событий, высказывая свое мнение по поводу и без, проявляет большой (и явно нездоровый) интерес ко внутренним конфликтам триад. Чтобы усыпить бдительность бандитов, придется не раз и не два перешагивать через себя: рэкетировать торговцев на рынке, похищать людей, угонять машины - словом, заниматься рутинными делами мелкого преступника. Потихоньку нам начинают доверять все более ответственные задания.


Структура "из грязи в князи" хорошо зарекомендовала себя в GTA-играх. Работает она и здесь: когда из  дешевой квартиры наконец переезжаешь в роскошные аппартаменты, пересаживаешься с мопеда на шикарный Lamborgini ( в игре нет лицензированных автомобилей, но черты известных образцов угадываются безошибочно) и надеваешь костюм за пятизначную сумму - испытываешь пошловатое удовлетворение.


Опять же, если сравнивать с GTA, Sleeping Dogs совсем другая по ритму и геймплую, она иначе себя подает. Прежде всего, здесь практически нет раздражающих дыр в сюжете и миллиона бестолковых персонажей. Мы все любим юмор Rockstar, они умеют создавать запоминающиеся образы и абсрудные ситуации, но делают это слишком прямолинейно и без всякой меры. Вспомните GTA 4: потрясающее начало обещает комичную, но в тоже время серьзную историю эмигранта с темным прошлым, а в итоге выливается в беспробудную сельскую дискотеку с растаманами, латентными гомосексуалистами и прочими клоунами. Даже неплохой финал не смог вытянуть игру из бездны сценарного ада.


В Sleeping Dogs проблемы другого толка. В частности, несмотря на солидный хронометраж (даже если не отвелкаться на дополнительные миссии, прохождение займет около пятнадцати часов), игра не успевает как следует раскрыть характеры персонажей, к ним не успеваешь привязаться, а это катастрофически важно для местной истории.

Сценаристы не делали плавных переходов между основными драматическими композициями, все очень грубо и предельно сжато - вот завязка, вот развитие, вот кульминация, вот финал. Яркий пример (осторожно, спойлер!): однажды главный герой помогает невесте преступника в организации свадьбы. Девушка появляется в кадре буквально не пять минут и не то чтобы успевает нас очаровать, а ее жених и вовсе почти всю игру докапывается до Шеня, вызывая сплошную неприязнь. 


Буквально в следующей же миссии, когда из убивают, главный герой почему-то теряет рассудок и чуть ли не на коленях клянется отомстить за супружескую пару, чего юы это ему не стоило. Вместо потрясения (или чего там хотели добиться авторы) испытываешь только недоумение. И таких моментов здесь достаточно. Поймите правильно - в игре хорошая, классическая история копа под прикрытием: герой потихоньку прикипает душой к бандитам и начинает видеть полутона, мир перестает быть для него черно-белым; пусть и неосознанно, но он оправдывает выбор преступников и остро реагирует на попытки коллек-полицейских привести его в чувство. Все это в игре есть.


Соответсвующие сцены хорошо сыграны и поставлены, персонажи выглядят, двигаются и разговаривают как нормальные люди (озвучка в игре потрясающая, подробнее об актерском составе можете прочитать во врезке неподалеку). Но между событиями не хватает маленьких мостиков, дополнительных мотивов и бэкграунда, чтобы можно было без наятжек сказать: "Верю".

При этом миссии очень хороши. Как правило, специфика "полицейских" и "бандитских" заданий существенно различается. Например, одна из "сестер" триады просит вас ненасильственными методами сместить босса, наркомана Говарда "Два подбородка" Цао. 

Для этого мы пробираемся в его охраняемый особняк, где разбиваем древние вазы, меняем время на часах и переставляем рояль, чтобы суеверный толстяк поверил, что в доме завелись приведения, и от страха постильнее лег на героин. Помогая HKPD, мы занимаемся привычными полицейскими делами: устанвливаем жучки и камеры, прослушиваем разговоры, определяем  положения преступников по сигналу телефона и ловим сутенеров на "наживку" - красивых девушек.


Яростный Кулак и Быстрая Нога

В свое время главным геймплейным отличием True Crime: Streets of LA от GTA: Vice City был упор на бои. Sleeping Dogs осталась верна традициям. Драться приходится невероятно часто. Такое чувство, что в Гонконге нельзя выйти в магазин за рисовой лепешкой, чтобы на тебя не напал десяток обильно татуированных мужчин с лысыми черепами.


Обновленная боевая система очень напоминает Batman: Arkham City. Базовая механика такая же - удар и контрудар. Как и в Бэтмене, игра означает момент, когда враг хочет вас ударить, и если в эту секунду нажать на кнопку контратаки, то Вэй Шень перехватит удар и пробьет на опережение.

Правда, если в Arkham City это происходило очень плавно, то в Sleeping Dogs анимации переключаются с ощутимой задержкой. Помимо базовых ударов, можно использовать с десяток разнообразных комбинаций. Чтобы выучить новый прием, нужно предварительно отыскать древнюю статуэтку в форме одного из символов китайского гороскопа - Быка, Крысы и так далее.


В благодарность за подарок учитель научит вас с легкостью ломать руки и ноги, бить с лету ногой в голову и многим другим полезным упражнениям. При этом во время тренировки мастер постоянно выкрикивает что-то вроде "Слабак!", "Девчонка!" и "Я бы уложил тебя одним мизинцем, вонючий америкашка!".

Практически на каждом уровне полно активных объектов, которые позволяется использовать в бою. Противника можно закинуть в мусорный бак или жаровню, швырнуть в телефонную будку, для верности ударив ногой в грудь, избить дверью автомобиля, засунуть головой в кондиционер или мясорубку ( с характерным кровавым фонтаном), сбросить с крыши, толкнуть в электрический щит и, в конце концов, просто стукнуть головой о стену.


Еще в драке можно использовать нож или монтировку. Как и в Street of Rage, у оружия есть невидимый индикатор прочности, в среднем его хватает на семь-восемь ударов.


Chasing cars

По ходу игры вам не раз и не два придется гнаться за преступниками. Паркур в Sleeping Dogs совсем не раздражет, даже наоборот - доставляет сплошное
удовольствие. Вэю, в отличие от грузного Нико, любые стены даются с легкостью, он высокго прыгает, быстро плавает, бегает и при этом никогда не устает.
Что касается перестрелок, то здес все не так радужно. Оружие деревянное, враги тупые, везде напиханы идиотские баллоны со взрывчаткой - словом, скучно.

Ситуацию немного спасает slo-mo: можно красиво выпрыгнуть из-за укрытия в рапиде и аккуратно навесить всем хедшоты.


Эффект замедленной съемки также включается, если выскочить из машины с пистолетом в руке: Вэй Шень грациозно переворачивается на спину прямо в воздухе и метким выстрелом эффектно взрывает бензобак. На этом акробатические трюки не заканчиваются.Как и в Just Cause, в Sleeping Dogs можно перепрыгивать с машины на машину. Вэй сначала заваливается на крышу, а потом двумя ногами выбивает водителя со своего места. Такие голливудские приемы заметно прибавляют погоням динамики. Жаль только, ездить в игре совсем неинтересно - у автомобилей напрочь отсутствуют такие понятия, как вес и динамика.


Это не GTA 4, где практически единственной претензией был слишком длинный тормозной путь у большинства машин. Это не Mafia 2, где физика, наоборот была чрезмерно сложной (хотя многим пришлась по душе). В Sleeping Dogs автомобили ведут себя как утюги на льду. Не имеет значения, играете ли вы на клавиатуре или на геймплее, - при малейшем нажатии кнопки машина резко дергается в сторону. Ни о какой плавности нет и речи, все повороты проходятся исключительно на ручном тормрзе. Но,даже учитывая все вышесказанное, вы вряд ли захотите вылезать из автомобиля.

Почему? В Sleeping Dogs просто фантастический лицензированный саундтрек. Может, диджеи на радио и не такие талантливые, как в GTA 4, но зато музыка подобрана бесподобно: Kasabian, Deep Purple, Queen, The Who, Duran Duran, Doom, аутентичные китайские поп-баллады, техно, хаус, транс и другая популярная электронная музыка. Но это еще не все. Sleeping Dogs - первая на нашей памяти игра, в которой можно на бешенной скорости можно гнать по шоссе и отстреливаться от членов триад под Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича и Клода Дебюсси. Удивительно, но великие произведения классиков замечательно ложатся на проиходящее.


Городок


United Front Games удалось воссоздать крайне убедительный образ Гонконга и его обитателей. Конечно, это не очень точная копия, но получилось очень атмосферно. Особенно впечатляет город дождливой ночью: машины и асфальт блестят от воды, у всех без исключения намокает одежда, некоторые прохожие раскрывают зонты, а те, у кого под рукой ничего не оказалось, пережидают непогоду под маломальским широким навесом. Дождь в Sleeping Dogs выглядит настолько круто, что хочется выйти из машины и медленно идти, раглядывая все вокруг. Ощущения в этот момент примерно такие же, как в начале Mafia 2, когда Вито бредет домой во время снегопада под Let it Snow в исполнении Дина Мартина. Чистая магия.


К слову, начало в Sleeping Dogs тоже красивое. В одной из первых миссий Шэня отправляют на рынок выбивать деньги из торговцев. В это время в городе проходит небольшой фестиваль: на сцене выступают артисты в костюмах драконов, людей развлекают факиры. Везде яркие неоновые вывески, аккуратные стилизованные фонарики, в палатках продает зеленый чай и лапшу. Тут и там можно услышать кантонский диалект, кто-то рассказывает сплетни (порой чрезмерно откровенные) на ломаном английском, фотографируются туристы.


После бесконечной Америки в видеоиграх восточный Гонконг воспринимается просто как глоток свежего воздуха. Но самое замечательное, что в этом красиовм городе есть чем заняться. На сегодяшний день Sleeping Dogs - едва ли не самая грамотная игра в отрытом мире. Здесь не приходится по десять минут реального времени ехать до миссии, а выполнение дополнительных заданий геймплейно обосновано. Помогая браткам угонять машины и собирать долги, вы повышаете уровень авторитета. Чем он выше - тем круче шмотки и машины вы сможете купить (а их много, и они действительно красивые).


Накрывая наркопритоны, вы прокачиваете очки полиции, на которые покупаются различные улучшения (увеличение меткости, урона, продолжительности slo-mo и так далее). Даже еда и напитки, купленные у торговцев, не только восстанавливает здоровье, но и временно усиливают характеристики персонажа.



Резюмируя, хочется сказать банальную вещь: как же все-таки здорово, что Square Enix подобрали проект. Благодаря им мы увидели одну из лучших игр этого года - красивую, увлекательную и, что немаловажно, колоритную. Теперь мы ждем игр про Мумбаи, Токио и Владивосток.


1