Civilization всегда была про экспансию, захват, гонку, если хотите. Застолбить земли, прорваться к двигателям внутреннего сгорания, погубить все чужие культуры! Так или иначе, победа почти всегда достигалась через тесный контакт с оппонентами.

 

Beyond Earth при всем внешнем сходстве с Civilization 5 — игра совсем иного толка. Она позволяет побеждать вообще без давления на соседей. Не экспансия, а поиск. Не ралли-трек, а бескрайнее поле без указателей.

Привет, жестокий мир! И что нам с тобой делать?

 

Tabula rasa

Как начинается партия в Civilization 5? Основываем столицу, высылаем исследователя, захватываем земли, мчимся по одной из ветвей научного развития. Почти всегда бонусы вашей нации загодя определяют, к какой победе вам выгодней стремиться: например, бонус корейцев к науке обеспечивает прирост исследований, почти гарантирующий «научную» победу, а туристический бонус Франции дает мощную фору в культурной гонке. Настолько мощную, что пытаться победить войной — просто нерационально. Как копать землю ложкой.

► Типов планет пока не очень много, но в настройках есть простор для экспериментоа.

 

В Beyond Earth все иначе. Перед стартом, кроме фракции, предлагают выбрать тип посадочного модуля, груз и класс поселенцев. Они тоже дают бонусы, но все эти переменные больше не дают четкой установки на победу. Это всего лишь инструменты с широким набором функций, которые влияют на стиль игры, но не определяют загодя, каким образом вы придете к господству. Потому что старые условия (не считая победы через завоевание) здесь не действуют. Beyond Earth преодолела земную суету и перешла к совершенно другим, философским, ценностям. 

 

Дивный новый ад

Beyond Earth, словно начитавшись трудов Хелфорда Маккиндера, формирует менталитет нации с помощью рельефа и ландшафта. Три ключевых ресурса — фираксит, антигравий и ксеномасса — мягко намекнут, какую философию будут практиковать ваши колонисты в ближайшие сотни лет.

► Вникнуть в запутанную схему исследований непросто, а тут еще и научных понятий уйма... Но это гораздо проще, чем кажется.

► На всех этапах избранного философского пути вас осчастливливают подходящей случаю вымышленной цитатой. А на некоторых еще и награждают приятным бонусом.

► По мере следования пути заметно изменяется вид ваших городов и отрядов. Метаморфозы ждут и лидеров фракций.

 

Фираксит необходим адептам превосходства — своего рода трансгуманизма, поощряющего рост ментальных и физических способностей, притом любой ценой. Для них победа — этоосвобождение родной Земли от первобытной глупости путем массовых расстрелов.

 

Антигравий — ресурс исповедующих праведность, изоляционизм и ксенофобию. Праведники намерены превратить чужую планету в Землю обетованную и подарить ее несчастным землянам.

 

Ксеномасса требуется сторонникам гармонии, космическим «зеленым», готовым слиться с окружающей средой. Побеждают они при помощи трансцендентности, единения с разумом планеты.

 

Еще можно победить, установив контакт с инопланетной цивилизацией. Но если для философских путей развития нужны ресурсы, то для контакта — близость торговых партнеров и наличие выходов к морю.

► У всех видов победы, кроме завоевания, есть «стресс-тест» в самом конце: отправить тучу солдат на Землю, расселить толпу переселенцев или накопить энергию для маяка.

 

ФАКТ: в отличие от предыдущих частей, Beyond Earth регулярно выдает задания: построить что-то в нужном городе, провести скрытую операцию и т.п. Это упорядочивает первые партии и помогает быстрее понять, на что мы теперь способны.

 

Изучив окрестности, вы можете найти (или не найти) залежи упомянутых веществ. Почти всегда они сгруппированы, а потому, обнаружив себя в изобилующей зеленой ксеномассой долине, вы наверняка выберете путь гармонии. Потому что без ключевого ресурса недоступны и уникальные юниты, и особые строения.

 

Продвижение по тому или иному пути почти целиком обеспечивается наукой. Древо исследований в Beyond Earth —  это разветвленное хитросплетение дисциплин, где каждой теории соответствуют два лепестка прикладных наук. Некоторые из лепестков дают толчок в развитии одной из философий. Подход к исследованиям из-за этого сильно изменился: изучение «общих» наук очень скоро уступает место узкой специализации, и вскоре разные нации расходятся по разным краям научного древа, принципиально меняя методы борьбы.

 

Кроме науки, подстроиться под ситуацию помогают банальные городские здания, после постройки которых предлагают выбрать дополнительную особенность: скажем, ториевый реактор либо дает дополнительную энергию (аналог денег), либо повышает промышленную мощь. А на орбиту можно отправить полезные спутники, которые изменят свойства почвы или повысят боевые качества солдат.

► Ракетная артиллерия умеет сбивать спутники. Будьте бдительны!

► Разведка из необязательного развлечения превратилась в мощный аппарат сдерживания врагов и извлечения выгоды. Даже город можно переманить!

 

Все вместе эти элементы создают стройную систему общественно-экономического развития, которая побуждает мириться — или бороться с окружающей средой. Если в обычной Civilization государства начинают игру, уже примерно представляя, какое поведение будет выгодней, то вBeyond Earth вы определяете свою стратегию на лету, исходя из того, что вас окружает. И из того, чего вам хочется.

 

Ты не пройдешь

Планета не отдаст вам свои богатства за просто так. Полуразумные аборигены (пришельцы-то здесь мы) с любопытством принюхиваются к вашим колонистам, но их характер — загадка. Могут напасть, могут пробежать мимо. Со временем их станет больше: экосистема планеты готовится противостоять вторжению. Поселенцы уже не доберутся куда надо под охраной одного бойца — их сожрут! Разве что конвой из полудюжины отрядов прорвется через полчища чужих. И то не факт.

► Аборигены никак не развивают своих бешеных инсектоидов, но это, вероятно, временно. Новые виды и новые взаимодействия с чужими — вполне себе вариант для дополнений.

 

ФАКТ: осадный червь — кошмар во плоти: разбирает города в пару укусов, а пехоту жрет дивизиями. Интересная отсылка к песчаным червям Арракиса… и к Моби Дику.

 

И сама земля противится освоению: огромные площади отравлены миазмой, не пропускающей караваны и губительной для землян. Причем для местных она — вкусный целебный туман. Последователи гармонии, решившие жить в симбиозе с природой, со временем тоже смогут лечиться в миазмах — и распространять их дальше.

 

Однако самый неумолимый враг «оккупантов» — рельеф. Кругом сплошь жуткие заросли, пресные водоемы, холмы, а еще непроходимые горы, кратеры и каньоны. Иногда генератор выдает планеты, похожие на тесный лабиринт из ущелий. Тектоническую оригинальность игнорировать не получится никак — полноценного терраформирования тут пока что нет.

► Здоровье, которое пришло на смену счастью из Civilization 5, не так сильно влияет на успех и не парализует вашу колонию, если упадет на пару пунктов ниже нуля.

 

Новый мир жесток, и укрощать его — дело похитрее, чем захват земель в Civilization 5. Он будет отчаянно сопротивляться вашему вторжению, создавая новую плоскость геймплея и компенсируя традиционную для «Цивилизаций» миролюбивость ИИ. Это делает Beyond Earthкуда интереснее и напряженнее прошлых частей.

* * *

Beyond Earth усвоила все уроки Civilization V и ее дополнений, но сама пошла куда дальше.Теперь «Цивилизация» не только стройна и безупречно сбалансирована, но и гораздо более гибка. По пути она методично и толково погружает в сплетение мировоззрений, составляющих целые философские доктрины. Но прежде всего Beyond Earth — это стратегия-сверхгигант, в которой, как у Коммонера, все связано со всем, а природа всегда знает лучше.

 

ВЕРДИКТ

Firaxis не совершили революцию, но кардинально изменили лицо Civilization, ее темп, цели и модель развития. И не допустили при этом ни одного промаха, выходящего за рамки дежурной придирки из разряда «ага, реплики лидеров почти как в пятой части!». Beyond Earth завораживает и очаровывает своей гармоничной натурой и нетривиальной оболочкой. Ее точно делали на этой планете?

 

Оценка: Плюсы: Минусы:

многомерная система развития;

взаимосвязи и взаимовлияния: ничто не висит в воздухе;

неподатливая среда;

глубокий философский и научный контекст.

терраформирования здорово не хватает;

ностальгия по Alpha Centauri может смазать (как, впрочем, и усилить) впечатление;

ИИ все еще с трудом управляется со всеми возможностями игры.

1