Незадолго до выпуска третьей части Maxis вели такие серьезные разговоры, что хотелось позвонить Сергею Капице в комиссию по лженауке. «Соционика», «архетипы», Фрейд в гробу вертелся! The Sims 4 обошлась без подобного спектакля, но КПД у нее оказался несравненно больший.
Крутят они, стараясь, вертят земную ось
Прежде электронные кадавры жили по одному и тому же вектору. Покушал — хорошо! Поболтал с соседом — хорошо! Выпучился в телевизор — совсем шикарно! Теперь удовлетворение базовых потребностей в еде, сне и развлечениях лишь осчастливливает сима: сытый и довольный персонаж получает парочку бонусов к дружелюбным социальным действиям (например, говорит комплименты искренне, а не из-под палки). Сюрприз! Таких векторов — уйма, и все тесно завязаны на характерные черты симов.
Среди них — недовольство и сильное недовольство, то есть обыкновенное поганое настроение от недосыпа, скуки или переполненной толстой кишки. Чтобы разъяриться, обычных неприятностей мало: персонаж должен быть холериком, которые взрываются от ерунды.
Что забавно, сварливый старый хрыч не усядется перед монитором, он побежит терроризировать домашних и чертыхаться, пока не успокоится. Смущение тоже просто так не вызовешь: оно наступает от неловкости ситуации и заставляет сима забиться под одеяло, подальше от чужих глаз. Уверенность, напротив, возникает от жизненных успехов или даже после обычной чистки зубов: уверенный персонаж обожает плести небылицы и вовлекать знакомых во всякие авантюры. Кроме того, бывают состояния вдохновения, кокетства, дурачества, ошалелости и так далее.
► Сердито покакать, торжественно пописать — далеко не полный список безмерно смешных шуток из нашей локализации.
Что очень важно, игрок по праву внутриигрового божества наделен властью управлять эмоциями. Отправьте усталую мать семейства в душ с паром — пусть настроится на романтический лад! Эстета не пускайте к телевизору: тупые передачи повредят его тонкой душевной организации. Проходимец будет чертовски рад напакостить гостям и даже не побоится получить в бубен. А чтобы дать в бубен, придется штурмовать спортзал — желательно будучи на взводе.
Лаконичная и понятная «роза ветров» эмоций здорово раздвигает рамки игровой механики, помогает быстрее достигать целей и маяться дурью, отправляя интроверта на сеанс пикапа в ночной клуб. Правда вот, зависит от настроения не столь уж многое.
Твари дрожащие
Кукольный мир неожиданно сжался. Одним из неоспоримых плюсов The Sims 3 был честный открытый городок без подзагрузок. В новом выпуске поселок «гибридный»: утренняя пробежка не ограничена рамками двора, можно прогуляться мимо соседних домов, но поход в гости или в общественное заведение немедленно вырывает героя из родных пенатов и загружает в выбранное место. Домашние между тем предоставлены самим себе, обмазываются чертежами атомных бомб, приносят белок в жертву ацтекским богам и ходят на работу, чтобы не выгнали на мороз.
► «Дорогая, у тебя точно все хорошо?» Никакой тонус не сравнится по силе с небольшой сонливостью. С большой — тем более.
Беда в том, что инициативы от ИИ не дождешься. Да, настроение заставляет совершать соответствующие действия («Ты почто стульчак не опустил, гад?»), но отлученные от хозяйского курсора симы превращаются в унылых зомби, штурмующих компьютер, а потом — разумеется, всей кучей — туалет.
ЭТО ПРОКРАСТИНАЦИЯ: бездна безделья и прежде затягивала в себя праздных симов, но теперь, словно в насмешку, Maxis добавили в компьютеры функции «флудить на форумах», «смотреть страницы» и даже «искать картинки»! И фаталити: у каждого разгильдяя призывного возраста есть смартфон с теми же функциями. Злая, злая ирония!
В общественных заведениях, правда, народ повеселее. Там скачут на тренажерах, жарят барбекю, сидят за барной стойкой и травят байки. В этом, кстати, одна из величайших побед над бутафорностью прошлых частей: персонажи во время беседы сбиваются в группы, а не стоят столбами по двое.
Мало того — совсем не обязательно вскакивать с кресла или слезать с броневика, чтобы обсудить новый альбом какой-нибудь мальчиковой группы. Сидите себе! Разговору не помеха ни мебель, ни компьютер, ни тренажеры, ни даже — святая закусь! — работа на кухне. Не отрываясь от напитка в кафе, ваш герой способен заигрывать с девушкой, а потом послать лесом ее парня. А за обеденным столом даже может развернуться целая семейная драма. Впервые за много лет герои The Sims во время болтовни выглядят естественно.
► Никакое занятие не помешает общению! Даже запыхавшиеся доходяги на беговой дорожке пытаются что-то выпалить.
Конструктор жизни
Maxis не рискнули придумывать редакторы персонажей и жилья сызнова, но все же существенно обновили и тот и другой.
Все надоедливые ползунки отправились на помойку. Вместо них теперь ручная настройка внешности, как в EVE Online. Хватаем сима за нос, тянем — вот вам шнобель, вздергиваем — вот курносик. Лица получались бы отменные, не будь текстура кожи такой вылизанной, как от худшей фоторетуши в глянцевых журналах. Зато телеса можно крутить как угодно: нарастить пузо или мощные банки, сделать тонкие нероновские ручонки при жирном торсе, увеличить грудь, ссутулить плечи. Как мы уже замечали в одном превью, впервые в The Sims толстяки похожи на толстяков, а не на беременных педофилов.
► Телосложение, заданное в редакторе, никак не зависит от спортивных навыков сима. То есть ваш быдловатый здоровяк вряд ли победит в драке фитнес-инструктора.
Режим строительства похорошел, но не идеален. Да, появились диагональные стены, потолки разной высоты и растяжимые комнаты. На один сегмент стены вешается чуть ли не десяток предметов. Правда, сверхсложные конструкции при сдвиге оставляют в пространстве страшные щели, которые придется заделывать вручную. Но невелика беда, если так подумать.
Велика беда в другом: The Sims 4 лишилась многих вещей, которые раньше были по умолчанию. В игре нет симов-младенцев (малыши здесь снова на правах неподвижной мебели), нет бассейнов (маньяки, обожающие топить подопечных, — увы!), нет призраков. Исчезли без следа несколько важнейших и старейших карьер вроде врачебной. Черт, даже терраформирование пропало! Вместе с подвалами.
Можно ли сказать, что все это испортило игру? Не совсем. Но получилось все же скудновато. Вот вы третий час сверлите звездное небо телескопом, ожидая высадки пришельцев, — но нет, не дождетесь. The Sims 4 сделали излишне лаконичной, а лаконичность ей совсем не к лицу.
The Sims — это сиропно-сладкий мирок, где нет места истинному несчастью. Преступления — воровство да мошенничество. После драки можно мило поболтать с побитым. Ни болезней (а раньше были!), ни травм, ни инвалидов. Девушка в одном белье может всю ночь просидеть за книжкой на скамейке у дороги. А что неудачи? Завтрак был невкусный — вот вам неудача.
The Sims 4 неизбежно попадет под шквал упреков в жадности. Уже сейчас можно сделать ставки на будущие дополнения: спустя месяц появятся домашние животные, спустя два — курорты, спустя три — студенчество и общаги. На них, на эти дополнения, остается львиная доля контента, которая еще и в корне меняет механику. Попросту говоря, пока вышла не сама игра, а скорее ее скелет. Довольно приятной наружности суповой наборчик, кстати, пусть и консервативный.
Вердикт
The Sims 4, вопреки коммерческой сути, умудряется сделать робкий шаг вперед навстречу настоящему симулятору жизни, о котором мы когда-то судачили. Подозрительно много находок предыдущих частей зачем-то осталось за кадром, но то, что есть, все же сделано хорошо.
Оценка: | Плюсы: | Минусы: |
многозадачность симов беседы в большой компании эмоциональный плюрализм отзывчивый редактор персонажей |
корыстная политика издателя устаревший внешний вид апатия симов на автопилоте удачные находки вырезаны |