Настало время подвести итоги майского рейтинга ТОП-10. Целый месяц пользователи нашего сайта пытались определить десятку лучших игр-антиутопий. Голосование уже завершилось, и сегодня мы готовы представить вам его результаты. В общем, налетайте-разбирайте!

 

10 МЕСТО

Syndicate 

Никто и спорить не станет с тем, что Syndicate — один из главных представителей киберпанка в играх. Правда, большинство наших пользователей так и не указали, какую именно Syndicate они имели в виду. А ведь их как минимум две! Начнем с самой первой, выпущенной в 1993 году. Задумка у игры простая: в конце двадцать первого века весь мир оказался под контролем многочисленных корпораций-синдикатов. Само собой, все эти синдикаты друг с другом конкурируют. Очень часто эта конкуренция выливается в откровенные диверсии. Игроку предлагалось управлять отрядом киборгов на протяжении многих миссий, ведя свой синдикат к мировому господству. В описаниях этих миссий перед нами представал высокотехнологичный, но довольно мрачный мир конца двадцать первого столетия. Мир, в котором корпорации контролируют каждый аспект человеческой жизни, а в случае чего — даже свободу воли простых людей. Та же концепция была использована в шутере 2012 года под точно таким же названием. Антиутопия, в общем-то, неплохая, пусть и незатейливая.

 

9 МЕСТО

Beyond Good & Evil 

События этой игры от Мишеля Анселя происходят на вымышленной планете под названием Хилли в далеком будущем — если быть точными, в 2435 году. Сама по себе планета вполне ничего, но вот ее обитателям жутко не везет. Периодически на них нападают страшные инопланетяне под названием «Думц». Противостоит им военизированная организация Корпус Альфа. Де-факто именно в руках Корпуса Альфа сосредоточена вся власть над Хилли. Кое-кто недоволен таким положением дел. Местные подпольщики изо всех сил пытаются отыскать компромат на военных. Правительство, само собой, представляет их как опасных террористов. Несмотря на свой забавный стиль, Beyond Good & Evil была довольно серьезной игрой. Спасибо, что не забыли!

 

8 МЕСТО

Remember Me 

Складывается впечатление, что как только вы начинаете засовывать людям в головы какую-нибудь электронику, на дворе сразу наступает антиутопия. Вот, к примеру, Remember Me. Здесь модифицировать свои мозги начали из-за классного изобретения, созданного корпорацией Memorize. Оно позволяет вновь и вновь переживать лучшие воспоминания в своей жизни, или делиться ими с окружающими. Ну а то, что вы хотели бы забыть, можно просто взять и удалить. Разве это не потрясающе? Как оказалось, нет. Возможность мониторить память других людей привела к тому, что в мире Remember Me началась тотальная слежка за каждым. Разумеется, большинству людей на это наплевать — ничего плохого они не делают. Но есть и меньшинство, которое такой расклад совсем не радует. Такая вот классическая антиутопия, где то, что по идее должно нести добро в массы, оборачивается чем-то вовсе не хорошим. Remember Me особенно запоминается своими локациями: огромный футуристический Париж действительно впечатляет.

 

7 МЕСТО

TimeShift 

Лично нам кажется, что TimeShift в свое время ругали зря. Да, у игры было немало проблем. Как-никак, долгострой. Но как шутер она была по-своему уникальной. По сюжету в результате неосторожных экспериментов с машиной времени в прошлое попадал один из ее создателей — человек по фамилии Крон. Крон использовал свои знания для того, чтобы захватить всю планету. Главный герой пытался как-то исправить эту ситуацию. Местом действия TimeShift был угрюмый мир, застроенный одинаковыми кирпичными зданиями, щедро оклеенными пропагандистскими постерами. Повсюду шло массовое восстание, а диктатор Крон с огромных экранов требовал сложить оружие и подчиниться. То ли из-за постеров, то ли из-за этих экранов TimeShift постоянно сравнивали с Half-Life 2. Многие прямо заявляли, что создатели игры украли все это у Valve. На наш взгляд, совершенно напрасно. Ведь не Valve же придумала восстания против диктаторов и большие говорящие мониторы! Впрочем, если бы TimeShift была действительно настолько плоха, как о ней говорили тогда, в этом рейтинге о ней никто бы и не вспомнил.

 

6 МЕСТО

Singularity 

Singularity — еще одна игра о путешествиях во времени. В одну прекрасную ночь отряд американских спецназовцев высаживается на давным-давно заброшенный советский остров под названием Каторга 12, чтобы расследовать причины какой-то непонятной электромагнитной вспышки. На острове находится покинутый исследовательский комплекс, где советские ученые проводили всякие жуткие эксперименты. По несчастливой случайности главный герой, бродя по заброшенным коридорам и любуясь бюстом Сталина, попадает в 1955 год. Там он спасает из огня человека по фамилии Демичев, даже не подозревая, к чему это приведет. Вернувшись в свое время, герой обнаруживает, что этот Демичев, вы не поверите — захватил весь мир. Затем появляются повстанцы, которые вместе с главным героем пытаются исправить ситуацию и вернуть нормальное настоящее без диктатуры и массовых расстрелов. Такая вот антиутопия. Жаль, что все действие игры прошло на проклятом острове. Взглянуть на дивный новый мир, выстроенный Демичевым, нам так и не позволили. Но атмосфера мрачности и безысходности в игре передавалась превосходно.

 

5 МЕСТО

Mirror’s Edge 

Mirror’s Edge расположилась ровно в середине нашего рейтинга. В этой игре никаких путешествий во времени нет. Зато есть огромный, светлый, почти стерильный мегаполис. Мегаполис, в котором практически полностью ликвидирована преступность. Люди могут жить в комфорте, не переживая за свою жизнь. Неплохо, да? Но есть и обратная сторона — настоящее полицейское государство. Каждый аспект жизни горожан жестко регулируется. В утопическом мегаполисе есть множество запретов, главный из которых — запрет на свободную передачу информации. Обмениваться посланиями без надзора можно только через специальных курьеров, которые буквально бегают по крышам, избегая органов правопорядка. Разработчикам игры удалось создать интересную, гнетущую атмосферу, не прибегая к шаблонным выразительным средствам вроде ободранных стен и огромных мониторов с говорящими головами. По их словам, главная задумка была в том, чтобы заставить игроков задуматься, какой частью своей свободы они готовы пожертвовать ради спокойствия и безопасности. А и правда, какой?

 

4 МЕСТО

Dishonored 

Не обошлось в нашем рейтинге и без стильных стелс-экшенов. В мире Dishonored есть несколько главных бед. Это плохая экология, бедность, чума и произвол власти. Пока обычные люди живут в нищете и сотнями умирают от новой болезни, городская верхушка развлекается в своих шикарных особняках. Кроме того, коварный Лорд-Регент устраивает государственный переворот, убивая законную императрицу — единственного человека, который хоть как-то пытался справиться с этими проблемами. К эпидемии чумы добавляются блокпосты, расстрелы на месте и подавления восстаний. Dishonored врезается в память, в первую очередь благодаря своему арт-директору. Сумрачный город Дануолл был нарисован художником Виктором Антоновым. Тем самым, который разработал стиль для Сити-17 в Half-Life 2. Иногда даже кажется, что этот Дануолл тоже захватили пришельцы со своим Альянсом. Видимо, именно эта запоминающаяся атмосфера и обеспечила игре четвертое место.

 

3 МЕСТО

Deus Ex: Human Revolution 

DeusEx: Human Revolution — это бесспорный образец классической антиутопии. Здесь перед нами предстает мир, в котором все желающие могут улучшить свои физические и умственные возможности, избавившись от недостатков. Все это благодаря технологиям и медицине. Разумеется, улучшить себя хотят очень многие, но такую финансовую возможность имеет далеко не каждый. В обществе наступает раскол. Кто-то принципиально желает остаться обычным человеком, а кто-то меняет себе чуть ли не все тело. На этой благодатной почве растут такие неприятные вещи, как массовые протесты, всевозможные скандалы, терроризм и прочие элементы, присущие развитому постиндустриальному обществу. DeusEx: Human Revolution пронизана трансгуманистическими идеями, предлагая игроку задуматься о том, нужно ли оставаться обычным человеком или перейти на следующую ступень развития. Отличная игра на серьезные темы. Свое третье место заслужила.

 

2 МЕСТО

Bioshock Infinite

Как ни странно, из всех частей BioShock в рейтинг пробралась только последняя. Как видим, для наших пользователей летающая Колумбия выглядит более антиутопично, чем подводный город Рапчур. В принципе, вполне справедливо: если Рапчур мы видели уже разрушенным, то Колумбия представала перед нами во всей своей величественной красоте. По-настоящему райское местечко: красивое, светлое, с улыбающимися, добрыми, богобоязненными людьми. Но это, конечно же, только фасад. Кен Левин сыграл на своей любимой теме — создать внешне утопическое общество, а потом показать его с обратной стороны. Если копнуть глубже, на поверхность начинают вылазить старые человеческие проблемы: откровенный расизм, ксенофобия и религиозная нетерпимость. Впрочем, жители Колумбии уверены, что так нужно. Как говорится, бог им судья! Bioshock Infinite — прекрасный пример антиутопии, но первое место все-таки досталось другой игре.

 

1 МЕСТО

Half-Life 2

С момента выхода игры прошло почти десять лет, но забывать о ней никто и не думает. В 2004 году критики и игроки называли Half-Life 2 чуть ли не лучшей антиутопией за всю историю игр вообще. Думаем, что это было не совсем справедливо, но все же... Итак, Земля захвачена. Управляет ей коллаборационистское правительство, состоящее из одного человека — администратора по имени Уоллес Брин. Армии людей уничтожены. В живых оставили только тех, кто был готов сотрудничать, да и тех превратили в черт знает кого. Пока пришельцы беззастенчиво выкачивают из океанов воду, человечество обречено на вымирание. Отдельным его представителям, согласившимся участвовать в репрессиях, выделяют особые преференции — как минимум еду.

 

Администратор Брин понимает негативные стороны этого положения, но не теряет уверенности в том, что все идет к лучшему. Он, как ученый, искренне верит в то, что таким образом человечество вольется в дружную галактическую семью и отправится к звездам. Даже несмотря на то, что эта дружная галактическая семья представляет собой кучу порабощенных и измененных до неузнаваемости цивилизаций. Valve очень мало рассказала нам о сути пришельцев. Все, что мы знаем о пресловутом Альянсе и новом режиме, правящем планетой — исследования фанатов Half-Life и выдержки из книги Raising the Bar. Возможно, именно эта недосказанность и производит такое сильное впечатление. Поздравляем всех поклонников Half-Life 2 с победой.

Оценили рейтинг? Оставьте нам свой комментарий! Ну а мы объявляем тему следующего ТОП-10. Предлагаем вам выбрать десятку самых запоминающихся БЛЮД из игр. Или пищевых продуктов. Или напитков. Составим какое-нибудь меню. 

 

Информационная поддержка: PlayGraund.ru

1