Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым
Поклонимся И мертвым, и живым -
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.

 

 

 

Летят годы, все дальше и дальше от нас тяжкое военное лихолетье. Все меньше остается ветеранов - тех, кто не понаслышке знает, что такое добытая кровью и потом Победа. Победа над агрессором, перед которым склонилась Европа. И, наверное, лучшим подарком этим людям будет наша память. Память о них - тех, кто переломил хребет страшному врагу, грозившему подчинить своей воле все человечество. Давайте же сегодня, в преддверии 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, вспомним о боевых машинах,  на которых сражались с нацистами наши деды и прадеды - и которые мы с вами можем опробовать в современных играх. А если точнее, поговорим о танках - технике, соединяющей в себе лучшие качества автомобиля и артиллерии.

 

 

Танки появились позже большинства других современных систем вооружения - боевое крещение они приняли лишь в середине Первой мировой войны - в 1916 году. И хотя «генерал танк» сыграл свою роль в победе над Вторым рейхом, по-настоящему он раскрылся только двадцать лет спустя. Стремительные блицкриги вермахта, маневренная война в Северной Африке, жесточайшая рубка на просторах СССР и даже высадки
 на тихоокеанские острова - все это уже не могло обойтись без бронированных машин на гусеницах и с башнями. Рассказать про все образцы, удачные и неудачные, в одной статье невозможно, поэтому давайте просто взглянем на пятерку самых известных танков, стоявших на вооружении Красной Армии в годы Великой Отечественной. Проиллюстрируем их картинками из 
World of Tanks - онлайнового экшна, позволяющего, пожалуй, лучше других ощутить остроту и скоротечность танковых баталий.

 

 


Если вы слышали о Второй мировой хотя бы краем уха , вы не можете не знать этой машины. И неважно, где живете - в Германии, США или ЮАР. Т-34 - это танк, прошедший всю войну - от увертюры на границе в  страшном июне 1941-го до финальных аккордов в Берлине в мае 1945-го. Это танк, выпускавшийся в огромных количествах - историки дают разные цифры, но большинство сходится в том, чтов годы войны выпущено около 50 тысяч "тридцатьчетверок" (а всего во всех странах за все время - около 80 тысяч). Немцы о таких цифрах могли только мечтать (суммарное количество танков Третьего рейха и близко не подошло к этой цифре). И даже американцы, чья промышленность к концу войны развернулась на полную мощь , чуть-чуть не догнали Т-34 по количеству произведенных «Шерманов». Что помогло выпускать советский танк в таких не вероятных количествах?

В первую очередь простота сборки - любой тракторный завод без особых проблем перестраивался на создание
Т -34в кратчайшие сроки. При этом танк имел наклонную броню,  выдавал скорость по дорогам в 55 км /ч, а на вооружении имел пушку калибра 76,2 мм (с 1944 года в действующую армию поступала также модель с орудием 85 мм - Т-34-85). Тридцатьчетверка оказалась неприхотлива в эксплуатации, проходила там, где немецкие машины вязли, имела противоснарядную броню, защищавшую, в том числе, от ряда противотанковых пушек. И даже в последний год войны сокрушительные забеги Т-34по тылам ой как не нравились немцам.

Но, может быть, у вас создастся впечатление, что тридцатьчетверки брали только числом? Ничего подобного : в умелых руках танк творил чудеса и в конце войны, не говоря уже о ее начальных  годах. Оцените сами три фразы:
«наиболее замечательный образец наступательного вооружения Второй мировой войны» , «лучший В мире», «шедевр военной техники». И говорят это не советские пропагандисты, которым по долгу службы положено хвалить все отечественное и проклинать все прочее. Нет, это слова немецких генералов и военных специалистов. А лучшего доказательства качества боевой техники, чем признание врага, придумать нельзя. Да и сам факт, что «Пантера» должна была скопировать ряд идей, заложенных в конструкцию тридцатьчетверки, доказывает, как нацисты на самом деле относились к интеллекту «унтерменшей».
Впрочем, положительные характеристики
Т -34 отмечали не только немцы, но и наши западные союзники, а в некоторых странах мира модифицированные версии этого танка до сих пор стоят на боевом посту!

 

 

 


Т-26стал первым действительно массовым советским танком. В обводах его корпуса нетрудно узнать английский Vickers Mark Е, лицензию на производство которого приобрели в 1930 году. Вначале машину выпускали с двумя башнями, но скоро выяснилось, что они иногда мешают друг другу, иТ -26сменил концепцию, став однобашенным. В испанской гражданской войне машина показала себя неплохо - 45-миллиметровое орудие без особых проблем расправлялось с любыми немецкими и итальянскими противниками. Добавьте сюда легкость в управлении и эксплуатации - и вы получите неплохую машину сопровождения и поддержки пехоты. А на иноеТ -26 с его низкой скоростью и слабым бронированием и не претендовал. Всего было выпущено больше 11 тысяч этих машин, значительная часть которых встретила начало войны в западных округах. Почти все они были потеряны летом-осенью 1941 года, а новые с заводов уже не поступали. Впрочем, под Москвой эти танки еще сражались, больше того - они даже участвовали в боях 1945-го с Квантунской армией. В Финляндии же трофейные Т-26 служили до начала 60-х годов ХХ века (хотя серьезного недостатка в более современных машинах эта скандинавская страна не испытывала) . А генералы говорят «устаревший » ...

 

 

 

 

 


БТ -7 - последний массовый советский танк, способный передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. И он по праву звался машиной развития успеха - базовая модификация развивала на гусеницах скорость 53 кмjч, а на колесах - 73 км/ч. В версии же БТ -7Мцифры оказались еще более впечатляющими: 62 км/ч и 86 км/ч соответственно. Кого после этого удивит тот факт, что аббревиатура БТ расшифровывалась как «Быстроходный Танк»? Не всякая бронемашина могла его догнать, а уж про «коллег» с немецкой стороны и говорить нечего. Увы, танку этому в годы Великой Отечественной катастрофически не повезло: его скоростные качества почти не требовались в самом начале войны, когда Красная Армия пыталась обороняться. А постоянные приказы контратаковать быстро привели к гибели подавляющего большинства БТ-7- даже 20-миллиметровой брони версии М было недостаточно для встречи лоб в лоб с противотанковой артиллерией.

Зато когда
«быстроходные» прекратили отправлять в бессмысленные кавалерийские наскоки, они показали себя просто прекрасно, особенно в борьбе с легкими машинами врага. Если же БТ -7 становился в засаду, он справлялся с любым немецким танком - 45-миллиметрового орудия в 41-м для этого хватало. Кстати, хотя с производства машину сняли за полгода до войны, еще в самом конце ее сотниБТ-7 дрались с японцами, демонстрируя свои лучшие качества.

 


Впервые испытанный в годы Зимней войны КВ (в расшифровке - "Клим Ворошилов" ) стал дальнейшим развитием концепции советских тяжелых танков. Но если раньше аналогичные машины получали несколько башен, то создатели КВ остановились на одной. И не прогадали - подобный подход позволил, не утяжеляя танк, дать ему мощную броню. Десятки непечатных выражений неслись в адрес КВ со стороны солдат вермахта, встречавших этого монстра в боях. Ни одна немецкая машина предвоенной разработки не могла с ним справиться: советский танк в 1941-м не раз выходил из боя, имея десятки попаданий и ни одной пробоины в броне.

"Истинным арийцам" приходилось пускать в дело полевую или тяжелую зенитную артиллерию, иначе КВустраивал в их стане переполох, а после преспокойно отправлялся по своим делам. 76-миллиметровая пушка КВ-1позволяла уничтожить любой танк противника, а следующая машина серии - КВ-2- легко справлялась даже с фортификационными сооружениями, благодаря еще более мощному вооружению. Конечно, не всем нравилась низкая скорость танка, но в условиях оборонительных боев 1941-1942 гг. он был незаменим. И ушел с полей сражений, лишь встретившись с "Тигром", драться с которым на равных не мог.

 

 

 

 

 


Развивая концепцию тяжелого танка, конструкторы перешли от КВ к новой серии - ИС(сокращение от "Иосиф Сталин" ) . Но машины с циферкой " 1, в названии получили неудовлетворительное вооружение - советская 85-миллиметровая пушка явно  уступала лучшим немецким образцам. И тогда на арену вышел ИС-2 со 122-миллиметровым орудием, пробивавшим броню большинства германских машин с полутора-двух километров! Даже хваленый "Тигр 11" на расстоянии в 600 метров не выдерживал попадания в лоб из пушки нового советского чудо-оружия - неудивительно, чтоИС-2стал королем полей сражений завершающего этапа войны. Прорыв укрепленных линий и штурм городов - вот то, что лучше всего удавалось нашему бронированному витязю. Да, он не блистал скоростью, как и его предшественник, но для рейдов в тыл врага у нас был Т-З4.

Шли годы, техника совершенствовалась, появилась новая концепция основного боевого танка, сочетающего в себе лучшие черты тяжелых и средних машин. А ИС-2 продолжал стоять на боевом посту. В 1957-м машины этого типа модернизировали (переделанная модель получила имя 
ИС-2М), в 60-е годы перевели в резерв, но с вооружения сняли лишь шестнадцать лет назад.

Больше полувека танк верой и правдой служил сначала СССР, а потом России. Вот уж воистину долгожитель!

 

 

 

 

 

 

2