Разработчики Alien: Isolation поступили довольно нестандартно и рискованно, взяв за основу игры оригинальную, мрачную киноленту «Чужой» Ридли Скотта, а не более популярный сиквел-боевик «Чужие» Джеймса Кэмерона. Как и в первом фильме 1979 года, в Alien: Isolation главная героиня сталкивается не с десятком ксеноморфов, а с одним, но практически неуязвимым монстром. Здесь нет крутых солдат, которые с легкостью уничтожают злобных пришельцев, как и нет культовой винтовки M41A Pulse Rifle и другого серьезного оружия. Alien: Isolation — это чистой воды хоррор, где большую часть времени игрок проведет на карачках под столом или сидя в шкафу в надежде, что проходящий мимо двухметровый суперхищник его не заметит.
В сюжетной кампании Isolation мы играем за Аманду Рипли — сотрудницу корпорации Weyland-Yutani, которой поручили отправиться на гигантскую космическую станцию «Севастополь». Именно туда попали бортовые самописцы легендарного корабля USSCS Nostromo из первого фильма про чужих. Довольно быстро становится ясно, что миссия по извлечению ценных предметов будет не из легких: на «Севастополь» каким-то образом пробрался ксеноморф. Теперь Рипли должна не только выполнить задание корпорации, но и не стать обедом инопланетного чудовища.
Аманда Рипли — дочь знаменитой Эллен Рипли, которая целых четыре фильма воевала с чужими
Вряд ли кто-либо сможет вспомнить игру, где противник вызывал такой же ужас, как Чужой в Alien: Isolation. Монстра нельзя убить, поэтому открытого столкновения с ксеноморфом следует избегать всеми способами. Однако по-настоящему пугает не бесконечный запас жизней Чужого, а тот факт, что в его поведении нет никаких скриптов. Хищник передвигается по уровню совершенно непредсказуемо, определяя местонахождение игрока по звукам. Достаточно задеть лежащую на полу коробку, как тварь тут же направится в сторону подозрительного шума. К слову, из-за острого слуха пришельца желательно как можно реже использовать датчик движения: этот полезный гаджет показывает приблизительное местонахождение врага, но при этом издает громкий писк.
Чтобы не стать жертвой ксеноморфа, нужно активно взаимодействовать с окружением. В каждой каюте космической станции «Севастополь» есть как минимум один шкаф, в котором можно спрятаться (что-то подобное мы уже видели в Amnesia: The Dark Descent). Когда Чужой подходит близко к предмету мебели, следует задержать дыхание, чтобы монстр не учуял сидящего внутри игрока. Если же чудовище преследует героиню по коридору, стоит попытаться забежать в ближайшую комнату и нажать кнопку, которая отвечает за аварийное закрытие двери, чтобы хищник не пробрался внутрь. Кроме того, во многих помещениях на стенах висят небольшие компьютерные панели. Их нужно взломать, чтобы получить контроль над некоторыми функциями жизнеобеспечения станции. Так, если отключить очистку воздуха, Чужой на время покинет коридоры и уползет в вентиляционную шахту. Правда, нельзя забывать, что пока игрок возится с панелью, он — легкая добыча.
Alien: Isolation — это научная фантастика в стиле Low-Fi Sci-Fi: здесь все технологии будущего выглядят так, как их представляли в конце 70-х годов
Отсутствие автоматов и винтовок не означает, что Рипли совсем безоружна. В Isolation повсюду разбросан разный мусор и запчасти, из которых можно собрать полезные устройства. Например, найдя необходимый чертеж и компоненты, игрок с легкостью сконструирует приспособление, издающее резкий звук: его лучше использовать в ситуациях, когда нужно отвлечь внимание Чужого. А чтобы на время спугнуть монстра, следует сделать небольшую бомбу или «коктейль Молотова». Испугавшись взрыва и огня, тварь убежит и на несколько минут оставит Рипли в покое. Учитывая, что помимо ксеноморфа на станции «Севастополь» можно встретить выживших людей и агрессивно настроенных андроидов, не помешает обзавестись пистолетом, дымовыми и светошумовыми гранатами и электромагнитными минами.
Многие обитатели космической станции опасаются Рипли и готовы открыть огонь на поражение, как только она к ним приблизится. Лучший способ с ними разобраться — задействовать шокер или другое нелетальное оружие. Как вариант — незаметно прокрасться мимо. С андроидами все немного сложнее: обычные пули их не берут, они не отступают и преследуют героиню до последнего. Если у игрока нет электромагнитных мин, ему придется нелегко. Создатели Alien: Isolation поступили правильно, добавив в игру других противников кроме ксеноморфа: против каждого вида врагов нужно использовать уникальную тактику, благодаря чему геймплей получился достаточно разнообразным.
Чужого можно натравить на группу недоброжелателей, используя шумовые устройства
Даже на легких уровнях сложности играть в Alien: Isolation непросто. Малейшая ошибка или случайный звук — и Чужой разрывает Рипли на части. В Alien: Isolation бывает настолько страшно, что можно двадцать минут просидеть в одной более-менее безопасной каюте и так и не сдвинуться с места. Здесь постоянно находишься в опасности, даже когда сохраняешь игру: чекпоинты — похожие на таксофон приспособления — работают чересчур медленно, и пока они записывают прогресс игрока, голодный монстр может напасть на беззащитную Рипли. Но, как ни удивительно, зубодробительная сложность Isolation не отталкивает, а мотивирует играть. С каждой пройденной миссией начинаешь испытывать гордость за то, что обхитрил непобедимого противника.
Сложно поверить в то, что за разработку Alien: Isolation отвечают люди из Creative Assembly, которые последнее десятилетие делают только стратегии серии Total War. Их дебютный проект в жанре хоррор практически во всем превосходит многие современные ужастики. Те пять часов, которые мы провели в Alien: Isolation, заставляют поверить в то, что новая игра талантливых британцев с легкостью сотрет неприятные воспоминания игроков о провальной Aliens: Colonial Marines и вернет былую славу ксеноморфам. Мы с нетерпение ждем октября, чтобы снова столкнуться с одним из самых жутких монстров лицом к лицу.