Грустно это признать, но сегодняшняя игровая индустрия находится в том же малоприятном  состоянии,  в котором пребывал кинематограф в восьмидесятые годы прошлого века: новых идей нет, все вокруг одинаковое, а дизайнеры в основном заняты штамповкой бесконечных сиквелов, триквелов и квадриквелов. Другое популярное занятие-экспорт ностальгии. Речь о засилье платформеров  и восьмибитного ретро, ремейков, ремиксов и прочих милых безделушек, которые так хорошо научились делать инди-разработчики.


Герой этой рецензии-тоже ремейк, причем в квадрате: достаточно одного взгляда на Mortal Combat, чтобы догадаться, что его авторы черпали вдохновение в тех самых фильмах восьмидесятых-отсюда разноцветные ниндзя, колдуны в халатах и Лю Канг, трогательное похожий одновременно на Брюса Ли, Джеки Чана и взбесившуюся макаку-резуса. 


В общем, на вид эта игра выглядит как типичное дитя постмодернистских оргий, но стоит провести в ней полчаса , как становится понятно – именно такого файтинга нам все время и не хватало.

Игры этого непростого жанра появляются сравнительно редко по вполне понятным причинам: описанный выше кризис идей терзает файтинги значительно дольше , чем всех остальных.До недавнего времени большинство знаковых сериалов  были замкнуты сами на себя и представляли интерес для узкого круга энтузиастов. Загляните на форум любого файтинг-комьюнити: там вас с порога обложат непонятными словами и аббревиатурами и заморочат голову описанием  тончайших особенностей каждого персонажа. Учитывая, что жанр сам по себе довольно сложен в освоении  для простых смертных это как-то чересчур.


В то же время Mortal Combat вопиющим образом отличается ото всех коллег по жанру. Дело не только в кровище и дерьмище, а в том, что этот файтинг делали американцы- с западным подходом и в соответствии с западными ценностями. Mortal Combat не требует от вас самурайской самоотдачи и выдержки, но это ни в коем случае не означает , что она примитивна или поверхностна.  Просто здесь в первую очередь ценятся другие вещи-зрелищность и низкий порог вхождения. Короче говоря, это файтинг для нормальных людей.


Самое убедительное тому доказательство-сюжет. Какую-никакую историю стараются прикрутить  почти к каждому файтингу, но, как правило, сюжетный режим представляет  собой в лучшем случае короткие ролики перед боями, а в худшем-шоу молчаливых голов и километры текста.


В Mortal Combat все куда круче: разработчики не поленились сделать целую историю про то, как бог Райден менял будущее, чтобы спасти себя и Землю, - с роликами, диалогами и бесшовным переходом  от боев к скриптовым сценам и обратно. Ощущения-примерно как от просмотра первой экранизации игры: диалоги не отягощены особый смыслом, поводы для драк у героев попадаются  крайне надуманные , но визуально все подано настолько круто, что сценаристов немедленно прощаешь .Дополнительно кампания позволяет быстро вникнуть в историю и космологию  сеттинга, а также освоить базовую технику игры за всех основных персонажей.


Собственно бои поставлены безупречно- не хуже, чем в эталонном Street Fighter 4. Только в отличие от Capcom авторы Mortal Combat  относятся к себе и своей игре чуть менее серьезно, поэтому коронный удар Джонни Кейджа в пах парализует врага в весьма комичной позе, Джакс после каждой победы лобызает свои механические бицепсы, а рентгеновская атака Нуба Сайбота завершается прямым  ударом ногой в живот,  в результате которого жертва опорожняет желудок прямо на сапог ниндзя.


Типов ударов не так много, зато каждый присутствует в нескольких вариантах- в зависимости от того, как сочетать его с кнопками передвижения. Примерное такая же ситуация со спецприемами и комбо: каждому персонажу их достается в среднем по три-четыре штуки, но простор для комбинаций огромный и позволяет делать комбо длиной в десять ударов и больше. Но кульминация боя-это, конечно, рентгеновские атаки, во время которых во всех подробностях показываются задорно хрустящие кости, весело осыпающиеся зубы и бодро рвущиеся сухожилия.


Причем, что показательно, проводится такая атака буквально двумя кнопками, сносит до трети полоски здоровья, но её так же легко блокировать или избежать. Все это справедливо и для комбо и суперударов:редкий прием заставляет использовать более трех кнопок, некоторые атаки выглядят просто читерскими, но все они оказываются бессмысленными, если неправильно выбрать момент и попасть врагу в блок. А расплата за ошибку будет быстрой и безжалостной, ведь контратаковать в МК тоже очень просто.


Такая механика приучает мыслить в файтингах по-новому:когда не нужно мучительно вспоминать комбинации прием ломать пальцы, пытаясь их выполнить, появляется время задуматься о тактике. Mortal Combat очень быстро начинаешь чувствовать: в течение вечера даже неумелые игроки осознают важность дистанции, учатся блокироваться и дерзко отражать атаки с воздуха сочными апперкотами. На то, чтобы освоиться с комбо, уходит больше времени, но прелесть МК в том, что для успешной игры достаточно знать базовые удары и спецатаки. Ну а если у вас каким-то образом все-таки возникнут проблемы-в игре предусмотрен обучающий режим, сделанный с расчетом на идиотов детсадовского возраста. Словом, перефразируя великого мастера капоэйры Паштиньу, единственный способ научиться играть в Mortal Combat – это не хотеть научиться в него играть.


Новый Mortal Combat возвращает жанр файтингов из страны ужаса и хардкора обратно к обычным людям. Сейчас он едва ли годится для серьезных турниров и чемпионатов: персонажи банально несбалансированны. Скажем, за Джакса играть слишком трудно, за Лю Канга – наоборот, слишком просто, а за Джейд – скучно. Однако вернемся к вопросу об экспорте ностальгии: те люди, которые в середине девяностых застали первый Mortal Combat, сейчас как раз подходят к тому возрасту, когда новое воспринимается сложнее, зато тоска по «старым добрым» временам резко обостряется. И в этот момент NetherRealm услужливо подставляет им плечо: выпускает игру, которая выглядит как старая, но играется абсолютно по-новому. Перед этим не устоит ни один приличный гик.


При этом, что удивительно, мы так и не смогли придумать ни одной серьезной претензии к Mortal Combat. Игра стильная, зрелищная, разнообразная, кровавая до исторического смеха и дружелюбная к пользователю. Она, в конце концов, идеально заменяет надоевший Guitar Hero в условном списке «игры для шумно попойки». Она – что надо: если бы эта игрa была женщиной, мы не задумываясь предложили бы ей руку и сердце. А так остается только играть до одури и красных прожилок в глазах. Совсем как в «старые добрые».

4