В дебютном проекте своей новой студии Синдзи Миками должен был напомнить всем, за что когда-то полюбили его Resident Evil. Издатель The Evil Within всюду преподносит ее как живое воплощение жанра survival horror, пугающее до визга, до истерики и ночных кошмаров. Кажется, что PR-отдел Bethesda напрочь упустил ее настоящую суть...

 

Плохо забытое старое

Уже на старте The Evil Within обрушивает на вас больше событий, чем многие боевики. Осмотр детективами места убийства, прятки от здоровяка с бензопилой, купание в крови, гонки по разрушающемуся городу, и все это — лишь вступление. Разнообразно и ярко, только настраивает такой зачин не на ужасы, а на кровавый боевик. И не обманывает.

► Погоня получилась самой слабой сценой во вступлении: герои встречают апокалипсис вялыми репликами, лица у них при этом каменные. Все усугубляет небрежная режиссура.

► А вот попытки спастись от этого здоровяка вышли действительно жуткими, нервными и противными.

 

Вот машина разбивается, и детектив Себастьян Кастелланос бредет ночью сквозь заросли в деревню, пытаясь отыскать своих напарников. С этого момента история будет подаваться по минуте на час геймплея. Не надейтесь, что вам сейчас что-то объяснят, — не объяснят еще долго. И скажем сразу: сценарных откровений не ждите до самого конца. Страдайте в свое удовольствие.

 

А геймплей со времен Resident Evil 4 чисто технически почти не изменился. Та же камера, тот же методичный отстрел монстров — местные враги даже поведением толком не отличаются от los illuminados. Однако подход у The Evil Within все же несколько иной. На первых порах на обычном уровне сложности патроны наперечет, а на одного монстра уходит в районе трех выстрелов... в голову. Самому детективу вообще хватит пары тычков. Ради экономии патронов можно перейти в рукопашную, но, чтобы убить в ближнем бою хоть кого-нибудь, придется нанести не меньше пяти ударов, постоянно уворачиваясь. Даже одинокий монстр вполне способен вас убить, пока вы вокруг него пляшете.

► Со временем вам в руки попадет оружие помощнее пистолета: дробовик, снайперская винтовка, магнум.

► Но особенно полезен многофункциональный арбалет. Например, выстрел электроболтом парализует противников, а светошумовой заряд позволит убить скрытно даже не крадучись.

 

Если есть возможность убежать и спрятаться в шкафу — бегите и прячьтесь. В вопросах стелса The Evil Within обращается к опыту Forbidden Siren. Себастьян способен быстро и бесшумно прикончить монстра, если подкрадется к нему. Никаких фокусов вроде убийств из-за укрытий: прячемся за крупными предметами, заходим за спину и протыкаем ножом череп.

 

Интереснее борьбу за выживание делают капканы, мины и растяжки, разбросанные по уровням. Удачный побег от разъяренных монстров может отделять от бесславной кончины всего один незамеченный капкан. И все же вы всегда стоите перед выбором: разобрать обнаруженную ловушку на винтики для арбалета или использовать против преследователей.

 

Игры кончились

Но, даже действуя скрытно, вы будете чувствовать себя не охотником, а загнанной жертвой. Каждую секунду в The Evil Within вам физически неуютно и хочется бежать. Куда угодно. Хоть прочь из игры.

 

Казалось бы, все замечательно: в кои-то веки герой слаб, и слово survival в названии жанра имеет реальный смысл. Но выходит так, что изрядная доля напряжения достигается самым дешевым методом — намеренными условностями. Например, Себастьяна сделали не просто слабым, а нарочито слабым: в начале игры он даже бегать больше трех секунд не может, сразу выдыхается — при том, что в срежиссированных погонях бегает как атлет. Оружие ближнего боя, вроде хлипкого топорика, убивает монстра одним ударом, но сразу исчезает из рук. На полу может валяться сколько угодно нормальных, крепких топоров, но разработчики решили, что их брать нельзя. Значит, нельзя.

► The Evil Within всячески поощряет исследователей: чтобы поживиться припасами и слизью для прокачки, придется хорошенько обшарить уровни.

► Трупы можно сжигать спичками и факелами. Это особенно полезно, если рядом с патронами лежит подозрительное тело, будто бы готовое в любой момент ожить.

► Монстры могут свободно ходить по горящим товарищам — пламя «заметит» их и убьет, только если они были рядом во время возгорания. С огнем у The Evil Within вообще натянутые отношения: он играет важную роль в геймплее, но физическими свойствами обделен напрочь.

 

Со временем The Evil Within все чаще лишает вас права на скрытность и начинает закидывать тоннами могучего «мяса». Против него можно использовать взрывоопасные бочки, поджигаемые стога сена или те же ловушки — без надежды вас никогда не оставят, хотя выживать почти всегда приходится из последних сил. Управление и, в частности, прицеливание нарочно затруднено, а враги, несмотря на численное преимущество, сильны как никогда. Если вы готовы это терпеть, The Evil Within проведет вас через все круги ада.

 

А если вы вдруг решите, что на вас слишком давят, уровень сложности можно понизить. На легкой сложности Себастьян купается в патронах и в легкую шпарит во вражьи головы. Игра из отчаянного триллера превращается в корявый шутер без укрытий — приключение на любителя, хотя если хочется просто понять, какого черта тут происходит, сойдет.

 

Зло снаружи

The Evil Within — она как лихой аттракцион ужасов: вы будто едете на тележке, и за каждым поворотом вас пытаются взбудоражить новым способом. Например, из просторной ночной деревни вы попадаете в тесную психушку, где темп игры резко меняется, и выверенный, немного задумчивый стелс уступает место нервным скитаниям по коридорам, где за каждым углом вас может ждать что-нибудь злое.

 

Но удачные моменты (та же девятая глава, которую показывали журналистам, или битва с сейфоголовым — совершенно прекрасные ситуации) перемежаются как неплохими, так и откровенно халтурными. Например, в некоторых главах The Evil Within цитирует последние две Resident Evil — в худшем смысле этих слов.

► Многие уровни The Evil Within не предполагают и капли свободы. Вы будете делать все так, как задумали разработчики. Или умирать, пока не познаете их великий замысел.

 

И увы, даже в лучшие моменты The Evil Within нельзя назвать страшной. Уровень может быть неуютным, гнетущим, по-хорошему атмосферным. Вас может ждать изматывающая битва с нагоняющим панику боссом, которая сама по себе способна заменить пол-литра кофе. Но этот уровень не будет страшным. The Evil Within может подарить напряженные и отчаянные попытки выжить, но, если вы хоть немного представляете, как работают хорроры, бояться тут почти нечего.

 

I’m not your Mary

Далеко не в последнюю очередь в The Evil Within видится влияние серии Silent Hill — в особенности четвертой части. Как и Генри Таунсенд, Себастьян противостоит психопату-убийце и погружается в его «богатый внутренний мир». Точно так же он умеет телепортироваться в безопасное место, где можно сохраниться и почитать свежие газеты, проливающие свет на события прошлого. Но если в Silent Hill 4 порталы выглядели как дыры в стенах, то здесь это зеркала.

 

Помимо многих дизайнерских параллелей, ассоциации с Silent Hill вызывает сама сюжетная основа: The Evil Within — это сюрреалистическое путешествие, построенное вокруг человеческой психики. Но за образностью скрывается не символизм, а простор для дизайнерской фантазии и возможность лепить все подряд, прикрываясь «сюром».

► В начале игры Себастьяну пришлось шарить рукой в унитазе. По крайней мере, обошлось без писем от мертвой жены.

► «Сейфоголовый» (на самом деле — The Keeper) едва ли станет новым секс-символом хорроров, но встречу с ним вы точно не забудете.

► В The Evil Within мало интересных боссов, но эта вот дамочка точно сумеет навести шороху в вашей тонкой душевной организации. Пусть и не сразу.

* * *

И, в отличие от Silent Hill, The Evil Within не слишком преуспевает в том, чтобы заставить игрока мучиться вопросами. «Что реально?» — спрашивает временами Себастьян. Спрашивает настолько неубедительно, что нам нет дела до ответа. Среди образов, среди сильного арта и визуального дизайна нет никакой глубокой идеи. Все здесь создано для того, чтобы вас развлечь. Развлечь самым садистским образом.

 

ВЕРДИКТ

The Evil Within прилежно пересказывает все, что происходило в жанре в последние годы: от перезагрузки Alone in the Dark до Outlast. Она исправно работает, но в ней и близко нет ничего нового. А из старого — что-то работает, а что-то нет. Будто разные части игры делали разные люди.

 

 

Оценка: Плюсы: Минусы:

искреннее чувство беспомощности перед врагами;

художники сделали все, чтобы вам было жутко и мерзко;

отдельные сцены лишат вас сна и аппетита.

за хорошей работой художников все равно видны технические проблемы;

искусственно завышенная сложность;

ничем не примечательный саундтрек;

сюжет накручивает все больше вопросов, чтобы жалким образом сдуться, когда речь зайдет об ответах.

2