В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на склоне горы Холатчахль, что на Северном Урале, случилась одна из самых загадочных трагедий XX века. При до сих пор не выясненных обстоятельствах погибли девять туристов-лыжников из турклуба Уральского политехнического института, которых вел в поход студент пятого курса УПИ Игорь Дятлов.
Что случилось той ночью на безымянном перевале, впоследствии названном «перевалом Дятлова»? Что заставило студентов в панике покинуть палатку, почему у некоторых из них были такие травмы, будто их сбил автобус, а кожа имела не характерный для жертв обморожения оттенок?
Однозначного ответа дать не может по-прежнему никто, а вот версии выдвигаются самые разные — от схода лавины или ледника до атаки инопланетян и секретных испытаний нейтронной бомбы, случайными свидетелями которых стали «дятловцы». Об этой трагедии до сих пор снимают фильмы и пишут книги. А теперь вот и делают игры «по мотивам».
Анонс Kholat сразу привлек к себе внимание, но тех, кто ожидал серьезного расследования и реконструкции трагических событий, авторы сразу же осадили. Источники вдохновения — Dear Esther и Slender: The Arrival, жанр — приключенческий хоррор. Так что вопрос заключался лишь в том, будут ли поляки усиленно раскручивать и доказывать одну из известных конспирологических версий той трагедии (инопланетяне? секретные испытания и эксперименты? рука КГБ?) или придумают что-нибудь свое? - Получилось второе.
Созерцательный детектив
За кого мы играем, игра прямым текстом не сообщает. Зачем мы здесь — тоже. Всю дорогу мы бродим по склонам горы Холатчахль и ищем записки, проливающие свет на происходящее. Кроме того, время от времени приходится, как в Penumbra или в Amnesia, прятаться и убегать от монстров: огненные существа (их явно попытались связать с тем, что на телах погибших были найдены ожоги) убивают с одного удара. Драться с ними бесполезно, да и нечем.
Вот, собственно, и все. Мы бредем сквозь метель по огромной заснеженной территории, ищем записки, слушаем музыку ветра и вой волков и временами бегаем от загадочного зла.
► Жаль, но песен у костра здесь вы не услышите.
Ожившие трупы в Сибири
Авторы придумали собственную, весьма мистическую версию гибели группы Дятлова. Едва подойдя к подножию горы, мы слышим голос человека-которого-озвучивает-Шон-Бин. Он то говорит пугающими загадками, то требует, чтобы мы поскорее нашли его (иначе, дескать, устрою тебе ад), то обращается напрямую к игроку, взывая к его совести...
Далее сценаристы смешивают в одну кучу религиозные культы манси (на каждом шагу встречаются языческие тотемы и капища), мифы и факты о «Долине смерти» (она вообще-то в Якутии) и записки с заголовками типа «Ожившие трупы в Сибири».
► Придется не только по лесам и предгорьям вдоволь побродить, но и по пещерам полазить.
► Не хотелось бы заблудиться в таком лесу...
► Даже деревья тут порой кажутся чудищами.
Все это на самом деле обычно для жанра, но в случае с Kholat возникает когнитивный диссонанс. Вроде бы игра по реальным событиям, речь шла о «поисках правды», и даже одна из первых записок следует истории экспедиции почти дословно. Но чем глубже в промерзший лес, тем сильнее записи погрязают в оккультной ерунде.
«Мы находимся в селенье Инья в Сибири. Как полагают, здесь десятилетия назад находился секретный институт, в котором самые блестящие умы должны были совершить невозможное — оживить трупы».
Ужасы на снегу
С другой стороны, история, несмотря на «ожившие трупы в Сибири», интригует. Правда у Kholat исключительно своя, но в какой-то момент становится даже интересно, насколько далеко зайдет эта мистическая ахинея.
Здесь своя атмосфера, постоянное ожидание чего-то неладного. Движок Unreal 4 выдает очень реалистичную картинку, вы буквально кожей чувствуете, как здесь холодно, темно и неуютно. Звук тоже помогает: шепоты и крики нагнетают жути в нужные моменты, а отлично подобранная гнетущая музыка то затихает, то истерично пульсирует в наушниках.
А стоит добраться до какой-нибудь из «достопримечательностей», как случаются особенно нервные события. То из оранжевого тумана появится монстр, заставляя скорее искать, где бы спрятаться, то двери начнут хлопать, то вообще весь дом зайдется в нервной дрожи...
► Движок выдает отличную атмосферную картинку, но с оптимизацией есть проблемы.
Однако большую часть времени приходится просто бродить сквозь метель, под завывание ветра и под присмотром холодной луны... если вы не поймете, как тут ориентироваться. Вы ориентируетесь только по компасу и написанным на камнях координатам, притом многие уверены, что эти координаты обозначают место, где вы находитесь. На самом деле все наоборот — они указывают на следующий фрагмент мозаики. Находка занятная и даже уместная (в конце концов, игра про экспедицию), но некоторые рискуют упереться в неверное толкование правил и тут же остановиться.
Kholat очень мало приобретает от своего открытого мира. Вы все равно следуете от триггера к триггеру, только еще и рискуя заблудиться и впустую накрутить пару-тройку лишних кругов среди чудесных уральских елок. Куда идти? Что делать? Волки воют, но где они?
Однако стоит сообразить, зачем здесь координаты, как Kholat тут же начнет играться как линейное (и даже динамичное) хоррор-путешествие. Но ни в коем случае не как симулятор детектива.
► С объяснением собственных правил у Kholat порой возникают проблемы. Скажем, сами вы не можете прыгать, зато перемахиваете с обрыва на обрыв автоматически. Как догадаться, что такое возможно? Опытным путем.
* * *
В Kholat есть удачные моменты, есть отличная работа со звуком и даже несколько минут чарующего голоса Мэри-Элизабет Макглинн. Порой действительно возникает безотчетный страх — когда ветки деревьев в темном заснеженном лесу кажутся лапами монстров, а завывание ветра и голоса заставляют панически озираться по сторонам.
Главное — не потеряться. Иначе «симулятор поисков истины» обернется симулятором заблудившегося участника всесоюзных соревнований по спортивному ориентированию.
ВЕРДИКТ
Еще одна, совсем уж мистическая, версия трагедии, случившейся с группой Дятлова. На этот раз она облачена в форму видеоигры, в концепции которой авторы, кажется, слегка запутались.
Оценка: | Плюсы: | Минусы: |
искусно созданная атмосфера страха и одиночества; симпатичная картинка на движке Unreal 4; сюжет, если отбросить квазидостоверность, вполне интригует. |
историю с ходу несет в мистические дебри вопреки россказням о «реальных событиях»; умалчивание правил не создает глубины, а только тратит время впустую; сомнительное применение открытому миру. |